Жизнь

Деньги с неба

На протяжении почти полувека Алтайский край используется под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, стартующих с Байконура, не получая за это никаких компенсаций. В последние годы Федеральное космическое агентство стало платить за использование земли под коммерческие пуски. И только.

В итоге край зарабатывает на космосе массу неприятностей и "смешные" деньги. В 2003 году в его бюджет за использование районов падения было перечислено около 800 тыс. рублей, в 2004-м - около 1200 тыс. рублей. В декабре с неба вместе с космическим мусором "упадет" ориентировочно еще 283 тыс. рублей.

Такая постановка вопроса не устраивает жителей Третьяковского, Чарышского и Змеиногорского районов, расположенных под трассами пуска, и соседних с ними Курьинского и Краснощековского районов, на которые распространяется влияние Байконура. Объединившись в межрайонную экологическую организацию "За безопасность ракетно-космической деятельности", они требуют компенсаций ущерба, наносимого здоровью.

Подготовка договора

Люди в названных районах болеют больше обычного. Согласно медицинской статистике, в зоне, подверженной воздействию Байконура, поражения щитовидной железы встречаются в 1,2 раза, нервной системы в 3,2 раза чаще, чем в среднем по краю, гипертонией страдает практически все население. У многих жителей после старта ракет отмечаются ничем не устранимые головные боли, тошнота, головокружение, желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые расстройства, боли в суставах, печени, почках. Дети в селах, расположенных под трассами пусков, отличаются агрессивным поведением, плохой памятью, а к 12-13 годам почти сплошь становятся гипертониками.

Эти и другие цифры и факты приводились на состоявшемся 5 ноября совместном заседании двух комитетов Алтайского краевого Совета народных депутатов - по аграрной политике и природопользованию и по охране здоровья и социальной защите населения - при обсуждении проекта договора между администрацией Алтайского края и руководством Федерального космического агентства на 2005-2010 годы.

Такой договор должен быть подписан к августу 2005 года взамен действующего в настоящее время и определять порядок и условия использования участков территории Алтайского края, находящихся в зоне траекторий запуска ракет с космодрома Байконур.

Участники обсуждения пришли к выводу, что требования по компенсациям за ущерб природе и здоровью людей должны войти в договор.

Доказательства за свой счет

Но для этого необходимо документально доказать пагубное влияние запуска ракет. Решение данной проблемы, как заметил профессор медицинского университета Яков Шойхет, возможно только в рамках федеральной программы, подобной Семипалатинской. Начинать выстраивать систему доказательств нужно снизу, для чего необходимо заложить в краевом бюджете 2005 года средства на полномасштабное обследование хотя бы двух категорий населения: детей 7-12 лет и женщин детородного возраста. После проведенных исследований можно будет выходить на правительство и президента страны, добиваясь принятия программы неотложных мер по решению данной проблемы, а затем и программы по ликвидации последствий запуска ракет.

Мнение Якова Шойхета поддержали член Совета Федерации Владимир Германенко и депутат Госдумы Михаил Заполев. Они взяли на себя обязательство выступить по данному вопросу на парламентских слушаниях и всемерно продвигать в столице принятие решения в пользу края.

- Договор с Роскосмосом нельзя подписывать, пока не примут все наши условия, - сказал Михаил Заполев. - По данной проблеме необходимо сделать заявления в Государственной Думе, в средствах массовой информации, одним словом, подготовить почву для принятия федеральной программы.

Ну а пока депутаты двух комитетов крайсовета намерены убедить своих коллег по депутатскому корпусу выделить 1 млн. рублей на первоначальные исследования из краевого бюджета 2005 года. В первом чтении бюджета такая поправка была принята. Уж лучше сдвинуть проблему с мертвой точки за собственные деньги, рассудили депутаты, чем бесконечно ждать, когда центр сделает это за федеральные.

Мнения

Николай Золотухин, председатель комитета краевого Совета народных депутатов по аграрной политике и природопользованию:

- Проблемы со здоровьем людей в Третьяковском, Змеиногорском, Чарышском районах существуют, равно как и проблемы в растительном и животном мире. Это видно невооруженным глазом. В условиях загрязнения окружающей среды космическими отходами здесь становится проблемно заниматься сельским хозяйством, реализовывать выращенную продукцию. Были случаи замыкания линии электропередач и поражения скота в результате падения фрагментов ракет, уничтожения пастбищ и отравления животных ядовитыми компонентами ракетного топлива.

Но для того чтобы поставить вопрос о компенсации ущерба, лечении, реабилитации больных, нет никаких правовых актов. Нужна доказательная база. И мы решили просить депутатов и администрацию края предусмотреть в бюджете 2005 года до 1 млн. рублей на независимые исследования. Институт профессионалов в этой области в нашем крае достаточно сильный. Будут деньги - будут результаты.

Владимир Горбачев, руководитель службы экологического контроля Ростехнадзора по Алтайскому краю:

- Параллельно надо решать вопрос о плате за все пуски. Постановление правительства № 350, подписанное в марте 1998 года с подачи Российского авиационно-космического агентства, предусматривает плату только за коммерческие пуски. Но люди в поселках, прилегающих к районам падения, одинаково рискуют жизнью и здоровьем и тогда, когда пуски осуществляются в интересах государства. Будучи руководителем экологического департамента Главного управления природных ресурсов по Алтайскому краю, я неоднократно поднимал этот вопрос как перед Роскосмосом, так и перед Министерством природных ресурсов, но услышан не был. Платить надо за все пуски. Пусть Роскосмос предъявляет счета заказчикам независимо от их статуса и рассчитывается с территориями.

Виталий Самброс, руководитель экологического отдела "Роскосмоса":

- На сегодняшний день, к сожалению, не существует документа, который бы выводил на цивилизованный уровень взаимоотношения Федерального космического агентства и территорий. Пока мы платим за использование земли в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей, как, скажем, автомобилисты платят за проезд по мосту через Обь в Барнауле. Это не возмещение ущерба, не компенсации, а плата за использование.

Кроме того, есть деньги, поступающие в край от Роскосмоса по линии ГОЧС. Это оплата строго по факту за работу по эвакуации из районов падения людей, скота, техники, за использование вертолета, на котором осматриваются территории до и после пуска.

Отечественным законодательством предусмотрены платежи за загрязнение окружающей среды, но не для нашей отрасли, поскольку Совет Федерации не смог отстоять перед Министерством финансов методику, разработанную на этот счет Госкомэкологией России в начале 1990-х годов. Документ хороший, но так и лежит с тех пор под спудом.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость