Евгения Морозова,
член комиссии Общественной палаты по образованию, культуре и делам молодежи:
40% жалоб граждан – это повторные обращения. С такой статистикой я столкнулась, изучив работу общественных приемных депутата ГД РФ Александра Терентьева (председатель совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Алтайском крае). Только в общественные приемные этого депутата ежегодно растет количество обращений.
Суха статистика, но красноречива:
- 36% составляют вопросы социального обеспечения. Это право на региональные или федеральные льготы, обращения от инвалидов, а также по вопросам присвоения статуса – ветераны труда, репрессированные и т.п.
- 32% обращений связано с проблемами в сфере ЖКХ. В первую очередь по размеру тарифов, качеству предоставляемых услуг, с признанием жилья аварийным и предоставлением жилья для ветеранов Великой отечественной войны.
- 20% жалоб – на деятельность правоохранительных органов, особенно судов.
И уже не удивительно, что в большинстве своем жалуются не пенсионеры, как принято считать, а трудоспособные граждане.
Весьма показательна география жалоб по краю. Чаще всего поступают обращения из 50 муниципальных образований. В лидерах – Барнаул, Мамонтовский, Первомайский, Топчихинский, Троицкий и Косихинский районы.
При всей довольно грустной "жалобной" статистике чиновничьим отпискам, игнорированию, некомпетентности можно и нужно противостоять.
Во-первых, каждая жалоба может лечь в основу законодательной инициативы, обязательной для любого чиновника.
Во-вторых, неформальный подход к рассмотрению жалоб увеличивает процент их положительного разрешения. У Терентьева положительно решается треть всех обращений.
В-третьих, на прошлой неделе в Государственной Думе рассматривался законопроект по ужесточению административной ответственности чиновников по данному вопросу. Надеюсь, что в ближайшее время законопроект будет принят и вступит в силу.
В-четвертых, самим гражданам необходимо повышать правовую культуру. Например, очень полезно знать, что по ФЗ № 59 "О порядке обращений граждан РФ", ст. 8, пункт 6 запрещено вышестоящим инстанциям направлять для ответа жалобы чиновникам, на которых непосредственно жалуются граждане. Это положение Федерального закона, который обязателен к исполнению для всех!
В-пятых, для повышения качества ответа, документ должен проходить согласование на специальной комиссии, а не быть плодом творчества одного чиновника, зачастую некомпетентного в вопросе.
Самое важное - в нашем Telegram-канале