Евгения Трощий,
председатель комиссии Общественной палаты по защите экономических интересов граждан:
Опыт работы в Общественной палате края за несколько лет стал для меня довольно показательным. Просто поражает, какое количество времени уходит на решение проблемы человека, обратившегося в какое-либо ведомство на самых законных основаниях. То, что должно решаться чиновниками автоматически, затягивается на месяцы, а зачастую не решается годами.
Причина такого положения дел, на мой взгляд, кроется в человеческом факторе, как лично чиновник относится к людям, и как у него поставлена работа с жалобами и обращениями граждан. Увы, но моя практика показывает, что в большинстве случаев их интересуют показатели отчетности, за которые могут наказать, а не реальные люди со своими проблемами. Складывается ощущение, что с назначением на должность у ответственного лица появляется льдинка в сердце, как у героя сказки "Снежная королева".
При этом, еще раз подчеркну, все законодательные основания для положительного решения большинства проблем, с которыми я работаю, есть.
Например, в 2010 году краевая межведомственная комиссия, возглавляемая заместителем губернатора Сергеем Локтевым, потратила массу времени на разработку регламента для ускорения процесса получения разрешительных документов на строительство, чтобы он не растягивался на годы. Но "сказочный" чиновничий фактор зачастую побеждает и этот регламент.
В том же 2010 году в Общественную палату обратились представители барнаульской химчистки. Оказалось, что с 2008 года компания начала ходит по кабинетам городской администрации с проектом надстройки своего помещения для увеличения производственных мощностей. При этом представители компании обязались построить под своим зданием подземную стоянку для автомобилей, заполонивших двор, и организовать современную детскую площадку. На оформление соответствующих документов ушел почти год, согласие жильцов было получено. Но в течение следующего года документы так и не были подписаны без внятного объяснения причины. Компания обратилась в Общественную палату, и, в результате, не менее многочисленных встреч с городскими чиновниками разных ведомств и уровней удалось выяснить лишь то, что документы на сегодняшний день утеряны. Причем дважды! То есть компании пришлось проходить всю многомесячную процедуру оформления документации снова. На сегодняшний день есть письмо с официальным ответом, где чиновники расписываются в том, что не в состоянии объяснить, где находятся документы.
Или взять пример такого социального блага, как федеральные программы.
Который год занимаюсь проблемой семьи Орловых из Шипуновского района. Удивительная семья, которая взяла троих детей с большими проблемами со здоровьем из расформированного детского дома. Это притом, что у них самих – трое ребятишек. Тогда местные власти быстро нашли время и возможность обратиться к положительной семье с просьбой: приютить детей.
Когда в небольшом доме Орловых стали жить уже восемь человек, они решили войти в программу социального развития села, чтобы получить деньги на строительство нового дома. Шли месяцы, но местные власти не торопились выделять участок, проводить коммуникации, а крайсельхозуправление выделять деньги на строительство. Удивительным образом информация о необходимости и законности улучшения жилищных условий этой семьи у местных властей отсутствовала, несмотря на все собранные документы. После многомесячных хождений по инстанциям, моих личных обращений к чиновникам района и края Орловых включили в программу. Казалось бы, вот оно – счастье! Но деньги выделили только на днях, причем, меньше трети необходимой суммы. К тому моменту Орловы назанимались денег по знакомым и родственникам, уже построили фундамент и стены. Когда будут выделены остальные средства, ни в одном ведомстве не ведают. К тому же выяснилось, что электричество к недостроенному дому неизвестно когда подведут – у районной власти нет средств на реконструкцию электросетей в обозримом будущем. Теперь Орловы с ужасом ждут неотвратимую зиму.
И примеры подобного отношения к обращениям граждан можно перечислять долго. К сожалению, у Общественной палаты нет оружия против чиновничьего произвола, причина которого – нерадивость или прихоть.
Самое важное - в нашем Telegram-канале