Жизнь

Геном древнего человека, жившего на Алтае, полностью расшифровали

Международный коллектив ученых полностью расшифровал геном недавно открытого в Сибири вымершего родственника человека, так называемого денисовца. Имя ранее неизвестный вид получил по Денисовой пещере на Алтае, где был найден. Расшифровка генома позволила более точно определить место этого древнего человека на эволюционном древе между неандертальцами и современными людьми, пишет Газета.ру.

Останки денисовцев на Земле можно сосчитать по пальцам одной руки. Их открыли в 2010 году, проанализировав ДНК участка кости пальца и двух коренных зубов, найденных в Сибири. Работу по полной расшифровке генома опубликовал журнал Science

Так как биологического материала очень мало, полная расшифровка генома была непростой задачей.

Всемирно известный ученый Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге (Германия) и его коллеги, среди которых и исследователи из России, разработали специальную методику максимально полного изъятия ДНК из останков. Это позволило достичь высокой точности в расшифровке генома – она сравнима с качеством данных о геноме современного человека.

"Сотрудничество с нашими российскими коллегами было чрезвычайно важным для всего исследования. Именно они нашли Денисову пещеру и идентифицировали ее как чрезвычайно интересный археологический памятник. Они поняли, что кость пальца из пещеры принадлежала именно человеку. Они придали археологический контекст нашим работам по генетике", – сказал один из авторов работы, Дэвид Райх из медицинской школы Гарварда. "Наша работа с академиком Анатолием Деревянко и профессором Михаилом Шуньковым была просто прекрасной. Они чрезвычайно помогли нам в полевых работах в самой пещере", – добавил он.

Исследователи сравнили геном денисовца с геномом современных людей со всего мира. Оказалось, что денисовцы наиболее похожи на современных Homo Sapiens с островов Меланезии, а также на австралийских аборигенов. Остальные азиаты отличаются от них гораздо сильнее. Исследование генома денисовца показывает связь между неандертальцами и современными жителями Восточной Азии, Южной Америки и Европы.

Кроме того, ученым удалось идентифицировать ряд отличий в геноме, которых нет у современного человека. Удалось и воссоздать примерный портрет денисовца: у древних людей этого вида была смуглая кожа, карие глаза и темные, но не черные волосы.

Генетическое разнообразие денисовцев было очень небольшим. Ученые полагают, что сначала численность этого вида была совсем маленькой, а потом немного выросла, впрочем слишком быстро, чтобы нарастить должное генетическое разнообразие.

Дэвид Райх,
учёный:

Я сам был в России в Денисовой пещере летом 2009 года. Это очень волнующее место: подумать только, там найдены следы стоянок и людей современного типа, и денисовцев, и неандертальцев! Все они там жили.