Собрались в ожидании чуда
2 января, в день, когда отпустили цены, журналист «алтайки» прошелся по магазинам и не нашел в них самых элементарных товаров.
«К открытию магазинов собрались многочисленные покупатели – видимо, ожидали чуда – то есть при фантастическом повышении цен столь же сказочно разбогатеют прилавки», - пишет Ольга Серикова.
Увы: товаров почти нет. Продавцы объясняют: производители только приступили к заключению договоров по поставкам. Какие они установят цены, неизвестно.
Правда, в продаже есть спички, причем по каким-то причинам цены на них упали вдвое. Это, пожалуй, единственное приятное событие на потребительском рынке.
Спички бойко раскупают – запас карман не тянет. А на те товары, что все-таки есть, цены – просто ужас. В декабре булка белого хлеба стоила 64 копейки. И вот теперь ее продают по 1,92 рубля - более чем в три раза дороже. Билеты на поезд с 2 января подорожали ровно вдвое.
Поражают не обилием товаров, а ценами
Вообще, к концу 1980-х дефицит товаров в стране стал тотальным. В январе 1992-го барнаулец публикует в газете дневник за прошлый год. Он подсчитал, что в очередях простоял 228 часов – не считая базара и промтоваров.
В мае на поиски съестного мужчина потратил 16 часов, в ноябре 21, а в декабре - уже 45. За декабрь неотоваренными остались талоны на масло и мясопродукты. «В центре, говорят, даже тушенка была, у нас же в районах «городских спален» – только очереди», - горюет автор дневника.
Но и либерализация цен поначалу не принесла радости. Сегодня в Интернете можно найти заметки, что уже 2 января прилавки волшебным образом наполнились. Увы - это миф: общество так не работает. «Магазины поражают не обилием товаров, а ценниками», - пишет «алтайка» в те январские дни.
К конце января газета передает вести с ритуального рынка - от них просто волосы дыбом. Год назад власти утвердили цену на гроб 73 рубля. В середине января он вздорожал почти в пять раз – до 308 рублей.
Сотрудники барнаульской похоронки объясняют: выросли цены на сырье, сделать ничего не можем. Ходят слухи, что люди из-за нищеты хоронят родственников не в гробах, а в полиэтиленовых мешках. Но в похоронной службе это категорически отрицают. Слух, тем не менее, очень распространенный.
«Теперь и жить, и умереть недешево», - делает горький вывод корреспондент «алтайки».
Мэр поехал на поклон в деревню
И вот в январе краевой совет народных депутатов срочно созывает сессию. Одно их главных решений депутатов -о мерах социальной защиты населения в период отпуска цен.
Кого защищать? От одиноких пенсионеров до аспирантов. Финансы предполагается брать, в том числе, из внебюджетных источников и средств крайкома КПСС, замороженных на счетах Госбанка.
Мэр Барнаула Владимир Баварин заявляет на коллегии: 10 января намерен сесть в автобус вместе с директорами предприятий и выехать на поклон в районы – чтобы дали продукты городу.
Тем временем в каждом районе Барнаула открыли по две благоготворительные столовые – здесь бесплатно кормят одиноких стариков и тех, кто сам не может приготовить себе пищу. По подсчетам мэрии, таких в каждом районе – от 500 до 2 тыс. человек.
Администрация края установила пределы роста цен. Впрочем, судя по всему, их далеко не все соблюдают.
Потребление резко снижается
Постепенно, ближе к концу января, прилавки заполняются - появляются хотя бы самые необходимые товары. Но вскоре выясняется: люди отказываются покупать резко вздорожавшую продукцию.
Некоторые магазины отправляют колбасу обратно на мясокомбинаты, мясо залеживается. Санэпидстанция выявляет много просроченных продуктов – например, копченых кур, покрытых плесенью.
Распорядился снимать с должности
В конце января барнаульцы находят в гастрономе «Под шпилем» аппетитные, но неслыханно дорогие караваи – а вот хлеба по доступным ценам нет вообще. Проверка показывает: торговля, не мудрствуя лукаво, накручивает не разрешенные государством 25%, а по 100%.
Тогда мэр Баварин принимает постановление: снимать с должности директоров магазинов за неудовлетворительную торговлю – и тут же выгоняют директора гастронома «Под шпилем», о чем заявляют во всеуслышание.
Но многие барнаульцы костерят и городскую власть: это ведь она подняла цену на билеты в городском транспорте, на воду и канализацию, на услуги бань. Власти пытаются оправдаться.
«Известно ли горожанам, что себестоимость булки хлеба, которая продается за 1,90 рублей, составляет 6 рублей? Стоимость электроэнергии для потребителя возросла в четыре раза, а на самом деле она поднялась в 19 раз», - сообщает замглавы городской администрации Сергей Татьянин.
Так вот разницу покрывает городской бюджет. Но бюджет-то – не резиновый, в нем нет денег на все про все.
«Лягу поперек рельсов»
Надо сказать, что тогдашний президент России Борис Ельцин, заявляя о начале реформ, пообещал: цены вырастут не более чем в три раза. Со своей фразой «Если цены станут неуправляемы, превысят более чем в три-четыре раза, я сам лягу поперек рельсов» он, можно сказать, вошел в историю.
Увы, цены стали неуправляемыми. Если 2 января мясо стоило 50-70 рублей за кило, то к концу месяца 126 рублей, сообщает та же «Алтайская правда». Колбаса стоила 64-88 рублей, а стала стоить 162-197 рублей. Вермишель подорожала с 5,40 до 10-20 рублей.
В целом же по итогам 1992 года инфляция составила боле 2600% годовых. Иначе говоря, цены выросли в 26 раз, а зарплаты – только в 12 раз. При этом реформа не предусмотрела индексация вкладов населения в сберкассах – и это привело к их быстрому обесцениванию.
Спорят до сих пор
Реформа цен была только частью больших экономических реформ. И, надо сказать, за либерализацию цен и другие реформаторские предложения Ельцина проголосовало абсолютное большинство на V съезде народных депутатов РСФСР, который собрался в Кремле в октябре 1991 года, напоминает "Рамблер".
В том же январе президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». Краевые депутаты утвердили правила приватизации жилья – в собственность граждан бесплатно передается по 20 кв. метров на человека плюс 12 «квадратов» на семью. Осенью того же года стартовала ваучерная приватизация.
Со временем реформаторам удалось перевести плановую экономику в рыночную. Но побочным результатом стали гиперинфляция и экономический кризис.
О том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов - реформы Ельцина или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления, спорят до сих пор.
Самое важное - в нашем Telegram-канале