Жизнь

Идея должна быть великой. Генеральный директор "Алтапресса" - о 15 годах и о времени вообще

Сегодня – очень важный день для нашей газеты и для всего нашего издательского дома. Сегодня мы ходим по нашим коридорам счастливые и очень веселые... Сегодня у нас юбилей. Ровно 15 лет назад вышел первый, точнее - нулевой номер нашей газеты. У нас - и у вас - появился "Свободный курс". Журналисты получили возможность серьезно и честно заниматься своей профессией, читатели получили отличную газету, а край… Чем стал "Свободный курс" и "Алтапресс" для Алтайского края? Что мы делали, делаем и еще сделаем для нашего общества? Как наша компания строит отношения с властью? Зачем мы работаем? Куда мы идем? Об этом рассказывает генеральный директор нашего издательского дома Юрий Петрович Пургин.

В крайком не ходили, туда вызывали

- Юрий Петрович, 15 лет назад вы, три журналиста "Алтайской правды", ушли из газеты - органа крайкома партии, чтобы делать независимое издание. Что это значило для вас тогда? Что этот поступок значит для вас сейчас?

- Наверное, сейчас это представляется мне даже более значительным, чем тогда.

Прошло пятнадцать лет - можно посмотреть на все со стороны. Мы хотели делать газету, которая не зависела бы от крайкомов партии или других крайкомов. Которая была бы голосом журналистов. Мы тогда думали о свободе для журналистского творчества и свободе для всех, кто был рядом с нами.

Для меня это было здорово - это еще и экономический эксперимент, а я в "Алтайской правде" был редактором отдела экономики. А для моих коллег это было непростое решение: они были людьми с солидными должностями, положением. Тем не менее этот шаг мы сделали и оказались наедине со всеми трудностями.

В девяностом году не было даже нормальных форм собственности - они только складывались, и мы создали малое коллективное предприятие. Тогда был еще крайком партии, которому принадлежал такой объем власти, какой сегодня представить уже, слава Богу, невозможно. И в этот крайком нас вызывали и отчитывали за анекдоты, которые мы печатали на последней странице. Для крайкома это было принципиально, так же принципиально, как то, что мы публиковали фотографии не совсем одетых женщин. Хотя мы твердо знали, что работники крайкома партии хранят эти наши газеты открытыми именно на этих страницах, а не на каких-то других.

- Когда вы уходили из "Алтайской правды", вы, наверное, были романтиками. Но вы наверняка осознавали, что газета - это очень ответственный бизнес. В компании сейчас работают около тысячи человек, и каждый четвертый житель края читает наши газеты. Были случаи, когда руководитель компании в вас побеждал журналиста?

- Такие вещи случались. И, наверное, это разговор о реальной независимости прессы, о том, что власть и общество должны правильно воспринимать функцию прессы - не в качестве своего подручного, а как зеркало, как людей, которые имеют общественную миссию. У меня существует серьезное подозрение, что сегодня этого не происходит. Поскольку я как генеральный директор должен защитить и журналистов, и компанию, нам не всегда удавалось писать обо всем, о чем хотелось.

Власти не везло чаще, чем нам

- В декларируемых ценностях "Алтапресса", кроме свободы слова, значатся также приоритет интересов одного человека, интересов общества над интересами государства. А жизнь в нашей стране с каждым годом все больше меняется в противоположную от этих ценностей сторону. Как будет жить в этой ситуации компания?

- Как сказал один из моих хороших товарищей, зима наступает тогда, когда люди надевают шапки. Пока они их не надевают - зима не наступила. Я считаю, что

эта "зима" наступает у каждого лично. Тем более что я уже переживал эти зимы и работал в жестокой журналистике при советском строе. Я очень хорошо знаю, что человек, постепенно сдавая позиции, может превратиться в подручного партии. Но мы - я уверен - подручными партии не будем никогда. Нас никто не заставит заниматься пропагандой, а не журналистикой.

Что касается отношений с властью... Если мы будем твердым, сильным звеном, то власть, которая хочет для края хорошего, сможет на нас уверенно опираться, - в этом случае наши цели одинаковы. Если же власть коррумпирована, если она порочна, если она преследует свои цели - ей с нами будет тяжело. Предыдущие режимы, которые были в России, демонстрировали именно это: они проваливались, потому что пытались опереться на пустоту. Поэтому российской власти сегодня нужно пожелать, чтобы в стране была сильная пресса.

- Были истории, когда краевые власти пытались вмешаться в редакционную политику наших изданий? И если да, то чем эти истории заканчивались?

- Таких историй было довольно много. Все эти попытки мы худо или хорошо, но отбивали. Были моменты, когда нас "пробивали", но потом мы отыгрывали ситуацию. Власти не везло чаще. Формула "нас не любят, но уважают" - правильная формула, и в отношениях с властью она должна работать всегда.

Был пример, когда мы заняли очень резкую позицию, - я говорю об освещении деятельности предыдущей власти края. Не было ни одного номера "Свободного курса", который бы не рассказывал, какие безобразия происходят в администрации. Но вопрос заключался в том, что там происходили именно безобразия, а не что-то другое. И поскольку мы занимаемся нашей профессией серьезно, мы не могли о них не рассказывать читателям, и делали, в общем, правильно.

Что касается теперешней власти, мне кажется, что пока здесь есть конструктив. Эта власть думающая, она явно хочет сделать что-то правильное. Другой вопрос, что поле деятельности у нее достаточно суженное и ей будет очень непросто.

Когда смотришь юбилейный спецвыпуск "Свободного курса", понимаешь, что все пятнадцать лет были тяжелыми. И эти тяжелые времена для края еще не закончились.

И если сегодня у края не будет позитивного движения, то мы обречены: в исторической перспективе нас не будет как региона, как большого Алтая. Другие регионы тем временем семимильными шагами уходят вперед, и они легко подомнут нас под себя.

Я думаю, шансы на успех у нас еще есть, и сейчас надо консолидировать усилия в направлении: как поднять Алтай? Как его возродить? Что для этого нужно сделать и как мы можем в этом участвовать? Я убежден, что в этом плане у края есть очень большой потенциал.

Мы будем жить здесь

- Юрий Петрович, но разве возрождать край и "обустраивать Россию" - дело не очевидно неблагодарное? У вас никогда не было мысли продать бизнес и уехать?

- Когда мы привозили наше первое оборудование для типографии, оно опоздало на четыре дня. Отправлено было в старом году, пришло в новом: Украина праздновала Рождество и не работала. Это пересечение границы стоило нам 600000 рублей, колоссальные по тем временам деньги - сумма налога на добавленную стоимость на оборудование. В поисках правды я дошел до Управления делами администрации президента и встречался с начальником одного из подразделений. Он мне сказал: вот вас так ударят по голове раз, другой - вы продадите бизнес, уедете в Швейцарию и будете жить спокойно.

Я ответил: мы никогда отсюда не уедем - не надейтесь. У нас есть миссия, и мы будем нести этот крест, что бы с нами ни случилось и как бы с нами ни обходилась эта власть. Это наша страна. Она больна, и мы должны ей помогать. Мы будем жить здесь. В этом плане мы далеко не космополиты и не граждане Вселенной.

- Какие качества вы цените в журналистах вашей компании?

- Первое качество - профессионализм: на самом деле не очень много в журналистике осталось профессионалов. Мне, как носителю в прошлом принципов старой школы и человеку, хорошо знакомому с текущим состоянием западного медийного бизнеса, важно, чтобы наши стандарты работы были высокими. Лишь в этом случае последует доверие читателя. Лучше, чтобы читатели тебя не просто любили, но любили и доверяли одновременно. Это позволяет "держать" читателя и жить с ним долго.

Мне важно, чтобы журналисты разделяли мои основополагающие жизненные принципы.

Чтобы они понимали - да, они хороши и талантливы. Но они - не мессии. Они не выносят приговоры, они не раздают по своему хотению награды. Они служат интересам народа, интересам своего читателя. Не вводить в заблуждение, а помогать понять происходящее требуют от нас читатели. Это надо делать не с холодным носом, а во всю меру своих способностей. У них есть тысячи возможностей работать в изданиях страны и мира. Но наш принцип - не бегать по миру в поисках доли, а заставить мир вращаться вокруг себя. Что мы и делаем.

Если мы посмотрим, что происходит вокруг "Алтапресса" последние пять-шесть лет, то увидим, что Барнаул сегодня является одним из российских газетных центров, именно потому, что в этом городе есть "Алтапресс". О нем знают в Нью-Йорке, Москве, в Варшаве, в Стокгольме и Берлине и так дальше. И знают гораздо больше, чем о какой-то из московских компаний. И вот это журналистам надо ценить.

Мне важно, чтобы журналисты были игроками команды, чтобы они чувствовали, что находятся в правильной корпоративной среде. Чтобы осознавали, что они не просто строки за деньги дают, а реализуют себя, и для них это было бы важно. Чтобы они понимали, что нет предела их росту и перспективам.

Мы, наверное, романтики-утописты, - но идея должна быть великой. Если идея великая, то и люди к ней потянутся соответствующие.

- История "Алтапресса" - это история головокружительных достижений. А что ждет компанию в следующие 15 лет? Будет ли она такой же славной?

- Когда я думаю о будущем компании, мне всегда хочется себя спросить: хватит ли у нас сил, смелости сделать эти шаги?

Во-первых, я точно знаю, что мы будем мультимедийной компанией и у нас будут не только газеты, но у нас будут радио- и телевизионные активы. Мы сделаем это для того, чтобы иметь возможность рассказать любую историю последовательно, начиная с самого оперативного СМИ - радио и заканчивая газетой, которая может сделать уже аналитику.

Вторая наша цель: "Алтапресс" должен стать общенациональной компанией. Рано или поздно мы откроем дирекцию в Москве, как в эпицентре коммуникаций. Она будет осуществлять оперативное управление нашими сетевыми проектами в разных городах России, прежде всего газетными.

Я думаю, мы будем строить интеллектуальную компанию, рождать новые идеи, новые форматы и соответствовать лучшим национальным стандартам. Собственно, часть из этого мы уже делаем. Но самая большая мечта, к которой мы придем в обязательном порядке, - это большая ежедневная газета.

Мы сделали невозможное

- Вы гордитесь своей жизнью? Тем, что она - настолько - удалась?

- Когда я буду гордиться своей жизнью, я попрошусь на пенсию. К тому же мои 43 года - еще не время всех итогов. Я горжусь тем, что мы сделали вместе.

"Алтапресс"- коллективный труд, это плод усилий всех. Каждый день я думаю, что многие вещи можно было сделать гораздо лучше. Это не самоедство - это анализ и рефлексия, которая должна быть у нормального руководителя, пока у него не съехала крыша. У меня всегда очень много претензий и к себе, и компании. И я хотел бы сейчас извиниться перед теми людьми, с которыми я не всегда бываю справедлив, с которыми чрезмерно взыскателен и строг. Наверное, это моя тяжелая черта, и людям, которые со мной работают, приходится не очень легко.

А что до гордости: когда дети будут нами гордиться - это будет чего-то стоить.

- Мы, журналисты, которые пришли в профессию на 10-15 лет позже вас, часто думаем так: им повезло, им досталось время, когда было куда больше возможностей для развития успешного бизнеса…

- На самом деле возможностей тогда было гораздо меньше, чем сегодня. Истории о "временах везения", о том, как "мы пришли и разбогатели" - просто миф. За это время из российской медийной жизни ушло очень много изданий, которые так и не смогли состояться.

Не было никакого везения, - надо просто почитать "Свободный курс", который мы делали в 90-м году, и почитать "Алтайскую правду" того времени. Просто наша газета была в десять раз лучше, чем "Алтайская правда".

У меня есть спор с моим давешним оппонентом по жизни, который считает, что нынешнее время - это время, когда надо покупать и продавать. Что все в этой жизни продается и покупается. Что счастье не в работе, а где-то там, в другом месте. Я же считаю, что должно прийти время профессионалов, а не спекулянтов. Я-то в нем и живу, в этом времени. Просто параллельно идет другая жизнь, которая не очень серьезно считается с профессионализмом.

Я думаю, наш успех - это отражение философии, которая заключается в том, что ты должен быть профессионален. Это очень увлекательно и хорошо, на это грех жаловаться. Мы сделали то, что в таком регионе, как наш, было практически невозможно. Гораздо проще было сделать газету такого уровня где-нибудь в Екатеринбурге. Если бы я остался в Екатеринбурге - а я родом оттуда, - я бы ее сделал. Но я остался здесь, и мы сделали то, что сделали.

Этапы большого пути.

28 декабря 1990 года - выходит нулевой номер "Свободного курса", в котором соредакторы Юрий Пургин, Владимир Овчинников и Вячеслав Соколов честно сказали своим первым читателям: "Багаж, с которым мы собираемся выйти на рынок, - опыт, профессиональное мастерство. И еще - желание работать свободно".

1991 год - открыта подписка на "СК". Появляется газета "Купи-продай" в виде рекламного приложения к "Курсу".

1995 год - "Алтапресс" реанимирует обанкротившееся предприятие "Роспечать" и покупает контрольный пакет акций этого предприятия.

1996 год - "Алтапресс" выпускает региональную вкладку "Аргументы и Факты - Алтай". В компании появилось новое подразделение: торговый дом "Все для офиса" (сейчас - торговый дом "Дарвин").

1997 год - компания покупает первую в крае четырехкрасочную печатную машину "Домиант".

1998 год - "Алтапресс" становится издателем газеты "Молодежь Алтая". Программа передач в газете "Купи-продай" становится самостоятельным изданием - журналом "Телепарк".

1999 год - "Алтапресс" становится издательским домом с полным циклом подготовки, печати и распространения газет.

2000 год - "Алтапресс" начинает строительство нового издательско-полиграфического комплекса и покупает газету "Маркер Экспресс".

2001 год - работает новая типография "Алтапресса". Выходит первый номер газеты "Ваше дело". Год спустя выходит первый номер "Печек-лавочек".

2003 год - открыта Школа практической журналистики.

2004 год - "Алтапресс" установил радиобашню для "Радио-22". Генеральный директор компании Юрий Пургин избран президентом национальной ассоциации независимых региональных издателей.

2005 год - выходят журнал "Комильфо" и общероссийский научный журнал "Проблемы клинической медицины".

Лариса ХОМАЙКО.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость