Жизнь

"Инвалидка Моргунова". Барнаульские автомобилисты реставрируют аналог знаменитой мотоколяски

В 1965 году на экраны СССР вышел фильм Леонида Гайдая "Операция "Ы", или Другие приключения Шурика". Помните сценку из третьей новеллы "Операция "Ы"? Какой-то мужик не может выехать с рынка из-за перегородившей дорогу миниатюрного авто троицы - Бывалого, Труса и Балбеса. В конце концов мужик кричит в истерике:

- Где этот чертов инвалид?!

- Не шуми. Я инвалид, - отвечает ему громадный Моргунов. И легко, чуть ли не одной левой, разворачивает 420-килограммовое авто на 180 градусов. Троица злодеев усаживается в малюсенькую "инвалидку" и с треском укатывает на дело…

Автомобиль или мотоколяска?

Это средство передвижения автомобилем называть нельзя. По одной простой причине - машина, на которой лихо укатили киношные хулиганы, всего лишь мотоколяска С3А. Такие мотоколяски с двигателями от мотоцикла Иж освоил Серпуховский механический завод в 50-х годах. В народе их называли "инвалидками". Почему?

Все очень просто. В послевоенное время в стране было очень много людей, которых покалечила война. Поэтому на высшем уровне было принято решение наладить выпуск мотоколясок для инвалидов. Пользоваться этими агрегатами разрешалось всего пять лет, потом владельцы их были обязаны сдать. Чтобы получить новые мотоколяски.

- Это очень хлипкая конструкция, - говорит Сергей Поспелов, энтузиаст-автолюбитель из Алтайской федерации автомобильного транспорта. - Поэтому и срок эксплуатации у нее всего пять лет. Наверное, когда ее проектировали, не задумывались о том, что людям с увечьями будет сложно самим ремонтировать эти агрегаты. Согласитесь, человеку с одной рукой или ногой трудновато менять или чистить детали мотоколяски. А во-вторых, они выдавались инвалидам бесплатно. Ну и отношение к бесплатному было соответствующим…

Как нам сказал Сергей Поспелов, себестоимость такой машинки была… 300 рублей (а например, "Жигули", по себестоимости государству обходились в 1,5 тысячи целковых. - Прим. авт.).

Помыл - вот и тюнинг…

В Алтайской федерации автомобильного транспорта "инвалидка" (этот экземпляр выпустили в 1969 году) появилась не так давно. И ребята из федерации вскоре начнут свою "операцию "Ы" с мотоколяской, проще говоря, будут ее реставрировать.

Машинка со времени выпуска претерпела некоторые "тюнинговые" изменения. Например, для надежности на двери этой двухместки владелец "пришпандорил" железные крючки - чтобы во время езды по деревенским ухабам дверцы сами не распахнулись. Также впереди и сзади мотоколяски были крепко приварены мощные крюки - сено зимой тягать или ехать прицепом за какой-нибудь машиной. В общем, местный "тюнинг" немного разнообразил заводскую конструкцию.

Заводская краска сохранилась кое-где - на колесах, внутри багажника. Бывший хозяин, конечно, подкрашивал мотоколяску, но кисточкой. И синей краской вместо цвета морской волны.

Приборная панель "инвалидки" проста - спидометр и амперметр. Сбоку от водительского сиденья - четыре рычага (переключение передач, тормоз, реверс, кикстартер). Имеется и замок зажигания. В общем, все, как у мотоцикла. Только у двухколесного собрата вместо амперметра лампочка.

Ваши документы!

Особая гордость ребят из федерации то, что на эту мотоколяску имеются все надлежащие документы. А значит, после реконструкции и соответствующей регистрации мотоколяски в ГИБДД с правами на мотоцикл можно колесить по просторам родного края. На то она и мотоколяска!

- Мы собираемся провести ретропробег на отреставрированных автомобилях федерации по краю - в честь его 70-летия, - говорит Сергей Поспелов, - уже сейчас разрабатываем маршрут. Думаю, что среди автомобилей-путешественников будет и эта мотоколяска. Как же без нее?! Ведь ее знает вся страна благодаря эпизоду из знаменитой гайдаевской комедии. А когда мы ее отреставрируем, обязательно покажем барнаульцам. У нас даже есть номер тех лет - чтобы смотрелась в ногу со временем.

Вот это номер

… Кстати, о номере мотоколяски из кинофильма. Нашлись особые любители этого фильма (а заодно и автолюбители), которые скрупулезно, по пленке комедии, изучили каждый винтик мотоколяски, на которой умчались на репетицию ограбления склада Трус, Балбес и Бывалый. Так вот, этими поклонниками фильма было достоверно выяснено, что госномер, который был на киношной "инвалидке", не совсем простой. А… дипломатический! Вероятно, создатели фильма таким образом добавили в комедию еще один веселый штрих. Но это уже совсем другая история…

Багажник, скорость, печка

Багажник расположен впереди мотоколяски. Он маловместительный - в него можно положить максимум 10 килограммов багажа. Максимально допустимая скорость конструкции также не впечатляет (по сегодняшним меркам) - 40 километров в час. Хотя мотоколяска вполне могла разгоняться и до 60. Но, заметим, конструкция ненадежная. При такой скорости могла просто рассыпаться на дороге. Кстати, зимой на мотоколяске ездить было проблематично из-за отсутствия печки. А сверху - всего лишь брезентовый тент.

"Правильный" руль

На этой машинке руль переделан под обычный. Но в гаражном боксе, где стоит мотоколяска, имеется и "правильный" руль именно для такой мотоколяски. Эта модель была сконструирована для людей без ног. А значит, все поворотники находились при руле. Также в этом боксе "припасены" и новые крылья, дверцы со стеклами. Так как у этой мотоколяски стекла разбиты. Но ребятам из федерации добрые люди принесли целые дверцы. У кого-то ими на зиму закрывали окна на даче. А теперь, после реставрации, в старые двери "вдохнут" новую жизнь. На дорогах.

Авто для инвалидов

Честно говоря, инвалидов в нашей стране специальными (и надежными!) автомобилями не баловали. И не балуют. Первым средством передвижения была… трехколесная мотоколяска все того же Серпуховского механического завода. Потом появились СЗА и СЗД (поквадратнее). Вскоре стали выпускать "Запорожцы" с ручным управлением. Потом появилась "Ока". На ручное управление переделывались "Москвич-407", "Победа". Сейчас такое управление ставят и на ВАЗы. Только вот мастерских по таким "специализациям" практически нет. Невыгодно. Да и очень долго приходится стоять в очереди на получение автомобиля…

Лариса ВАСИЛЬЕВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость