Жизнь

Как алтайский бизнес боролся с кризисом 95 лет назад

Cегодня много говорится о пресловутом финансовом кризисе и о тех проблемах, которые он принес малому и среднему бизнесу края. Однако мало кто знает, что наиболее находчивые алтайские предприниматели умудрялись увеличивать прибыль и в более сложных экономических условиях. 95 лет назад Россия вступила в Первую мировую войну. Эта война разорила одних, обогатила других и заставила переориентировать производство третьих.

Передовики перестроились быстро

Цифры демонстрируют, что относительно финансового кризиса, в котором оказалась Россия в годы Первой мировой войны, сегодняшняя «экономическая нестабильность» — небольшой дождь по сравнению с тайфуном. Именно к такому выводу на научно-практической конференции «Война, смертельно опасная для России…» пришел доктор исторических наук, заведующий сектором истории Центрального банка России Юрий Петров. И это не домыслы ученого. Только за три неполных года войны — с августа 1914-го по февраль 1917 года — реальная стоимость рубля снизилась до 55 копеек, покупательная способность населения сократилась на 52%, а работоспособное мужское население уменьшилось примерно вдвое. Что касается важнейшей функции Государственного банка — кредитование реального сектора экономики, то она была практически свернута и банк превратился в «эмиссионную фабрику».

Оказавшись в непростой экономической обстановке, алтайские предприниматели были вынуждены подстраиваться под новую конъюнктуру рынка. Одними из первых ощутили на себе влияние войны оптовые продавцы сливочного масла, которые в мирное время в больших объемах экспортировали алтайскую продукцию в страны Западной Европы.

Военные действия против Германии и Турции, начатые в августе и октябре 1914 года соответственно, повлекли за собой не только прекращение торговли с этими странами, но и блокаду пролива Дарданеллы, вследствие чего Россия лишилась возможности поддерживать экономические связи через Черное море с западноевропейскими странами. Поскольку перевозки алтайского масла через Балтийское море стали тоже невозможными, оно пошло за границу через Архангельск, что сделало поставки дороже. Этот факт, а также плохое качество масла, которое подолгу застаивалось на загруженных военными боеприпасами железных дорогах, сделали его неконкурентоспособным. Алтайские маслоделы лишились своих главных рынков сбыта в Германии, Англии и Франции.

Однако это было лишь началом конца когда-то основной отраслевой специализации Алтая. Жирную точку в этом процессе поставило распоряжение об установлении в России твердых цен на продукты первой необходимости, куда, естественно, попало и масло. Маслоторговцы решили не мириться с таким положением дел и в массовом порядке переориентировались на производство сыров. Сыроварение по сравнению с маслоделием было выгоднее, поскольку из одного объема молока сыра получалось примерно в два раза больше, чем масла. Кроме того, после изготовления сыра оставались молочные продукты, которые также находили сбыт.

Горько без «горькой»

Если до Первой мировой войны из-за быстрого роста городского населения доходы предпринимателей, занимающихся винокуренным и пивоваренным производством на Алтае, росли, то уже к началу военных действий ситуация изменилась в противоположную сторону. 1 августа 1914 года Государственный совет «воспретил продажу вина, спирта и водочных изделий для местного потребления в империи вплоть до окончания военного времени». Эта мера, инициатором которой стал последний министр финансов царской России Петр Барк, не только лишила бюджет империи четверти доходов и дала повод для незаконного самогоноварения, но и способствовала разорению части предпринимателей.

Так, на Алтае с введением «сухого закона» все винокуренные и пивоваренные заводы были законсервированы. Большинство фирм, специализировавшихся только на производстве и торговле спиртными напитками, среди которых завод братьев Ворсиных и Олюниных с годовым коммерческим оборотом 764 тыс. рублей, вынуждены были полностью свернуть коммерческую деятельность.

Кстати, прекращение торговли спиртным в первые дни мобилизации в Барнауле, где по решению властей ограничение было введено раньше, чем в целом по России, вызвало крупнейшие «винные погромы». В ночь с 22 на 23 июля 1914 года 20 тыс. мобилизованных совместно с городскими жителями в поисках спиртного штурмовали городской винный склад, громили торговые ряды, располагавшиеся в районе Старого рынка и Соборного переулка (пр. Социалистический), избивали и раздевали полицейских.

Фронту помочь, себя не обидеть

Далеко не все предприниматели смогли вести дела в условиях войны. Один из богатейших людей Алтая начала XX века купец I гильдии Андрей Морозов, сославшись на нежелание торговать в ситуации «дороговизны и дефицита», предпочел в 1916 году продать свои магазины и уехать за границу. Морозовские магазины в Барнауле были проданы за баснословные по тем временам деньги — 550 тыс. рублей — Алтайскому союзу кооперативов.

Стоит отметить, что в годы войны экономические возможности кооперативов значительно усилились. Объединив в своих рядах значительную часть трудоспособного населения, кооперативы все чаще обращали на себя внимание правительства. Вот что сообщала об этом газета «Алтайский крестьянин» в 1914 году: «Кооперация начинает играть заметно выдающуюся роль в настоящее время, и примером этому служит то, что главное управление землеустройства и землепользования, призванное к поставке для армии продовольствия и других необходимых предметов, предлагает делать эти закупки, минуя посредников, через кооперативы».

Постепенно правительство становилось основным заказчиком не только для кооперативов, но и для большинства алтайских предпринимателей. Сотрудничество с интендантством, которое занималось закупками для армии, позволяло предпринимателям максимально снизить коммерческие риски и увеличить прибыль за счет объемов заказов. Этим преимуществом не преминули воспользоваться владельцы алтайских кожевенных заводов. Продукция предприятий — сапоги, ремни и упряжи — была востребована в годы войны и закупалась для армии постоянно. С 1913-го по 1916 год количество кожевенных заводов в Барнаульском округе увеличилось более чем в два раза. Основная часть продукции пимокатных и овчинно-шубных фабрик в годы войны также поступала не на рынок, а закупалась интендантством. Самыми крупными на Алтае являлись предприятия Ивана Полякова и Антона Бухалова, они имели паровые двигатели и шерстобойные машины.

Не менее прибыльным делом на Алтае в годы войны стало и владение металло­обрабатывающими заводами. Введение в эксплуатацию в 1915 году Алтайской железной дороги, которая удешевила и ускорила перевозки товаров в европейскую часть России, способствовало увеличению внимания деловых кругов к Барнаулу и Бийску. Уже в октябре 1915 года петроградский торговый дом «Д. Я. Алейников и Н. Д. Аверин» открыл в Барнауле крупнейший чугунолитейный завод, работавший на нужды обороны. Годовой оборот предприятия составлял 250 тыс. рублей, а число занятых достигало 300 человек. До вой­ны металлообрабатывающее производство на Алтае не получало значительного развития и было в основном представлено ремонтными мастерскими пароходных компаний.

А вы от чего отказались в кризис?

Валерий Касаткин,
председатель совета «Лиги кредитных союзов»:

У кооперативов и так маленькие затраты, отказаться от чего-то не в ущерб объединению очень трудно, а порой даже невозможно. Единственное, что мы сделали, — это уменьшили премиальные для своих работников и не стали в этом году обновлять офисную технику.

Рустам Валеев,
генеральный директор компании «АСУ-Информ»:

В этом году из-за снижения доходной базы компании нам пришлось сократить пятую часть сотрудников, а оставшимся уменьшить зарплату на 20%. Кроме того, мы пока вынуждены отказаться от расходов на благотворительность и значительно уменьшить затраты на корпоративные мероприятия. В ближайшее время компания также планирует сменить арендодателя и переехать в другое здание.

Татьяна Трубникова,
управляющая сетью салонов-парикмахерских «Звезда»:

Сегодня наши клиенты отказываются от дорогостоящих услуг. Пытаются, например, перейти на более дешевую краску для волос. Чтобы привлечь клиентов и не снижать качество услуг, мы решили уменьшить рентабельность компании и предоставить клиентам скидку на некоторые дорогие услуги до 50%. Кстати, во время кризиса нам не пришлось никого увольнять, наоборот, мы принимаем новых сотрудников и расширяемся.

Анатолий Попов,
генеральный директор компании «Алтай Инвест»:

Прежде всего пришлось отказаться от личного времени. Работаем в основном в таком же режиме, как и до кризиса, и даже принимаем новых людей. В этом году в компании сократился лишь размер ежегодной премии. Но думаю, у нас есть перспективы для роста. Недавно я был в Германии, и там мне сделали выгодное предложение относительно оборудования для сельского хозяйства.

Алексей Холоднов,
директор рекламной группы «Продвижение»:

Кризис не позволил нам реализовать долгосрочную программу развития нашей группы. В частности, пришлось сократить расходы на замену оборудования и уволить ряд сотрудников.

Кто такие Бухалов и Поляков

Антон Иванович Бухалов родился в 1858 году в семье костромских мещан. После приезда в Барнаул начал заниматься предпринимательской и общественной деятельностью, в течение долгого времени являлся гласным Барнаульской городской Думы. В 1891 году основал фирму по производству и торговле полушубками и пимами. Его предприятие использовало паровые двигатели и современные технологии битья шерсти. Наибольший размах дело Бухалова приобрело накануне Первой мировой войны, когда годовой торговый оборот шубно-пимокатного заведения достиг 56 тыс. рублей, а количество занятых на предприятии составило 100 человек.

Иван Иванович Поляков родился в 1862 году в семье барнаульских купцов. Начиная с 90-х годов XIX века занимался производством шуб и пимов, а также торговлей чаем и сахаром. В 1907 году выбран на пост барнаульского городского головы. В начале XX века Поляков начал строить каменное здание для своей пимокатной фабрики во дворе современного магазина «Красный», там он установил паровой двигатель и шерсточесальные машины. К 1914 году число рабочих на его фабрике выросло в семь раз по сравнению с довоенным периодом и достигло 150 человек, а годовой торговый оборот приблизился к 100 тыс. рублей.

Источник: энциклопедия «Предприниматели Алтая, 1861−1917 гг.»

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость