Жизнь

Какова роль корпоративных гимнов на современных предприятиях

Сегодня все большее количество федеральных и крупных региональных компаний стремятся иметь свой корпоративный гимн. По идее, он призван быть важным элементом внутренней культуры организации и мощным средством для ее PR.

Однако, как отмечают эксперты, многие гимны предприятий являются пережитком эпохи коллективизма и имеют низкий художественный уровень.

От «Газпрома» до ФСБ

Корпоративные гимны создаются разными способами.

Во-первых, авторами слов и музыки, а также исполнителями выступают сотрудники и руководители предприятий. Например, гимн для компании «Волгадизельаппарат» написал ее директор Вячеслав Покровский. Гендиректор «Спецгазавтотранса» Владимир Тумаев сочинил песню «А мы с тобою, друг, качаем газ», которая считается неофициальным гимном «Газпрома».

Во-вторых, фирмы обращаются к поэтам и композиторам, которые не специализируются на корпоративных гимнах, однако имеют достаточную популярность. Например, Михаил Звездинский, известный по песням «Сгорая, плачут свечи» и «Очарована, околдована», писал гимны различным организациям. Среди них – «Ростелеком», «Газпром», Магнитогорский металлургический комбинат, Министерство связи и даже ФСБ. Филипп Киркоров исполнил гимн «Техносилы», Николай Расторгуев – соликамской компании «Сильвинит», Лариса Долина – LG.

В-третьих, предприятия прибегают к услугам специализированных организаций, которые занимаются созданием корпоративных гимнов. Среди известных фирм такого рода – культурно-досуговая корпорация «Рина» (Москва), продакшн-студия «Звукоград», компания «Корпаудио» (Москва) и другие. Насколько известно «ВД», в Алтайском крае подобных компаний нет.

Написать гимн стоит от 30 до 60 тыс. рублей. Цена зависит от нескольких факторов: участия в записи музыкантов или использования электронных инструментов, сложности композиции, раскрученности авторов.

Срок создания гимна – около двух недель.

«Красавец завод перед миром предстал»

По мнению экспертов, качество современных корпоративных гимнов оставляет желать лучшего. «В большинстве случаев гимны вызывают чувство неловкости: присутствуют неточные смыслы, низкий уровень версификации (рифмования), попытки неуместной гордости или неоправданного оптимизма», – констатирует Кирилл Скат, менеджер PR-проектов рекламной группы «Мелехов и Филюрин» (Новосибирск).

«Авторы музыки много внимания уделяют ритму и, к большому сожалению, очень мало – мелодии, – полагает композитор и поэт Андрей Ивлев, специализирующийся на написании гимнов для предприятий. – Из множества прослушанных за последнее время корпоративных гимнов я отметил для себя лишь три-четыре интересные мелодии. Для меня показателен современный гимн России. Несмотря на то что этой мелодии уже много лет, благодаря своей неординарности она по-прежнему несет огромный заряд эмоций. Там есть один момент, лично для меня, когда комок к горлу подкатывает. Эта происходит из-за мелодии. А нет мелодии - не будет и эмоций. Необязательно корпоративный гимн должен быть торжественный. Пусть даже он будет написан в шутливой форме. Но мелодия должна быть запоминающейся и яркой».

Андрей Ивлев предлагает свой вариант содержания корпоративного гимна: «Прежде всего в гимне должна быть отражена любовь к своему делу. Без этого гимн может получиться сухим и излишне пафосным. Конечно, прежде всего это задача автора текста. Необходимо найти какие-то точные слова, которые бы задели струнки души руководителей и сотрудников предприятия. Это может быть какая-то отдельная фраза, скажем, в середине или конце текста. Также желательно, чтобы в гимне присутствовали знаковые моменты истории либо то, что отличает работу данной компании от других с подобной спецификой. Конечно, самое главное – точно отразить тематику деятельности, чтобы посторонний слушатель имел ясное представление, чем занимается данная компания».

«В гимне должны быть перечислены основные товары и услуги, ?? мировоззрение владельца, а иногда его фамилия. В продвинутых компаниях зарифмовываются не товары и услуги, а миссия фирмы», – излагает свою точку зрения Кирилл Скат.

Не цепляет

Эксперты выделяют две основных аспекта гимна. С одной стороны, он является элементом корпоративной культуры, призванным объединять коллектив. В таком качестве произведение используется на корпоративных мероприятиях, вечеринках, общих собраниях акционеров и т. д.

С другой – гимн – один из элементов внешнего пиара. Он применяется для привлечения внимания к компании. Сделать это можно по-разному: включать гимн на презентациях, использовать его в аудиовизуальной рекламе, в качестве сигнала ожидания на телефонах.

Подарить клиенту запись гимна – также хороший пиар-ход.

Однако специалисты отмечают, что для современных предприятий гимн зачастую является лишь формальностью, данью моде. По мнению бизнес-консультанта Михаила Рыбакова, партнера компании Just Consulting (Москва), гимн в российских фирмах сейчас практически не используется. «Он очень редко встречается, и еще реже его знают сотрудники компании. Так что если где и есть, то это просто формальность. Советский период отбил у людей склонность к гимнам и другим подобным вещам», – полагает наш эксперт.

«Считаю, что гимн не играет особой роли, –говорит Елена Климова, генеральный директор консалтинговой компании «Сиринити» (Москва). – По своему опыту могу сказать, что были крупные российские компании, где есть гимн, но отсутствует корпоративная культура, вернее, она не способствует командообразованию и удержанию персонала. Также часто встречаются ситуации с точностью до наоборот».

Как полагает Светлана Бадаева, гендиректор московской компании «Ассоциация Бизнес Мастерства», корпоративный гимн – это одно из средств по укреплению чувства общности. «Здорово, когда он есть. Однако это далеко не единственное средство. Прежде всего должен быть бюджет на корпоративные мероприятия, где этот гимн будут распевать сотрудники», – считает г-жа Бадаева.

«В российских условиях роль гимна невелика, – резюмирует Кирилл Скат. – Ходят слухи, что в Японии многие фирмы начинают день с распевания гимна. А у нас выработалась идиосинкразия, связанная с советским гимном. Возможно, через пару десятков лет что-то изменится и гимн станет важной частью корпоративной культуры, а пока это игра и дань моде или инструмент пиара».

Однако Андрей Ивлев уверен, что гимны вносят большой вклад во внутреннюю культуру организации. «Многие руководители пока недооценивают его роль в поддержании корпоративной культуры, – говорит он. – Между тем гимн как музыкально-поэтическое произведение огромным образом влияет на сознание людей. Ведь хорошие музыка и слова легко запоминаются и могут играть для компании большую роль в плане узнаваемости организации. Гимн может стать визитной карточкой фирмы, а также, при правильном подходе, быть предметом гордости сотрудников. Все это в конечном счете влияет косвенно и на сплоченность коллектива в том числе».

Проживем и без гимна

Представители делового сообщества Алтайского края относятся к корпоративным гимнам довольно скептически.

«У нашего предприятия нет гимна, - говорит Дмитрий Морозов, директор группы компаний «Ваш дом». – Я считаю, что это лишнее. Возможно, корпоративный гимн нужен крупным и продвинутым компаниям как важный элемент корпоративного стиля. Вопрос о необходимости иметь гимн должны решать их маркетологи и пиарщики».

С Дмитрием Морозовым солидарен руководитель агентства недвижимости «Ключ-риэлт» Константин Никитеев: «У нас нет корпоративного гимна. Несколько лет назад была идея сочинить его. Но мы от нее отказались. Принципы западного менеджмента – это, конечно, модно: каждое утро всем коллективом петь гимн. Но в наших реалиях все это выглядит вычурно. По-моему, в корпоративных гимнах нет особого смысла».

Есть и другое мнение. Сергей Корешков, советник управляющего по вопросам рекламы и связей с общественностью Барнаульского филиала ВТБ 24 считает, что гимн очень важен для успешного командообразования и создания корпоративной культуры. «Правда, в компании должен быть сложившийся трудовой коллектив, определенный корпоративный дух. Только тогда гимн будет действенным», - считает г-н Корешков.

Опрос в тему

А вы какие гимны знаете?

Елена ЗАВАДСКАЯ , ведущий эксперт компании «Миэль-недвижимость»:

– Только гимн Советского Союза. Слов нового российского гимна я не помню.

Вадим ВЕРХОВОД , руководитель Алтайского кредитного брокера «Русипотека»:

– Гимн России. Знаю его музыку и немного новые слова.

Александр БОСЯК , руководитель Центра финансовой информации Алтайского банковского союза

– Знаю слова и мелодию гимнов СССР и России. Также знаком с музыкой гимна США, а вот его текст помню лишь отрывочно.

Вадим ПЕРЕГУДОВ , заместитель начальника инспекции Алтайского края по надзору в строительстве:

– Не знаю никаких, кроме российского. Правда, помню слова советского гимна, а новые воспроизвести не смогу.

Примеры корпоративных гимнов

(выдержки из текстов)

«Волгадизельаппарат» (Маркс, Саратовская область)

Знают «Волгадизельаппарат»

В каждом уголке большой России,

Наш завод талантами богат,

Наш завод традициями сильный.

Как Волга начинается с ручейка,

Так утро в Марксе начинается с гудка.

«Волгадизельаппарат», «Волгадизельаппарат»,

Над родимым краем блеск твоих наград.

Хладокомбинат № 7 (Москва)

Накормить народ нетрудно,

Если топоры в руках.

Расскажу о чудо-людях,

Расскажу о мясниках.

Их машины цвета ночи,

Бабы – нашим ни чета.

Мясники крутые очень,

Не боятся ни черта.

Мясники, мясники,

Все в кровище мужики.

«Братский алюминиевый завод»

Красавец завод перед миром предстал,

Мечты наши в явь превратились.

И наши сердца здесь в горячий металл,

В крылатый металл воплотились.

Крылатый металл, крылатый металл,

Хотим мы тобой любоваться.

Навеки с тобою, горячий металл,

Крылатый металл, оставаться!

Концерн «Алтайкоксохимстрой» (Заринск)

Строит он для людей города,

С большим размахом вперед он шагает.

Не замечая преград никогда,

Свои просторы концерн расширяет.

Он продолжает свой путь для народа.

Ему навек благодарен наш край.

Пусть пролетают столетья и годы.

В тебя мы верим. Живи, процветай!

Источники: концерн «Алтайкоксохимстрой», www.novayagazeta.ru, www.sostav.ru.

Что такое «корпоративный гимн»

Корпоративный гимн – торжественная песня, прославляющая и восхваляющая компанию. В подавляющем большинстве случаев расценивается как официальный символ предприятия наряду с уставом, флагом и товарным знаком.

Гимн используется в основном на официальных торжественных мероприятиях фирмы в целях повышения престижа брэнда и поддержки корпоративного духа. Гимн часто создается к значимой для компании дате – к юбилею, выставке, ребрэндингу и т. д.

Источник: компания «СаундСервис» (Москва).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость