По моему хотенью…
Алексей Гиль, президент фонда "Фея", – личность, не пользующаяся в Барнауле широкой известностью. Но, согласитесь, человек не может возникнуть из ниоткуда и сразу завоевать доверие граждан.
– Когда в Барнауле появились копилки фонда "Фея", очень многие думали, что они принадлежат нам, – объясняет Раиса Федорова, председатель краевого отделения Российского детского фонда. – Видимо, так произошло потому, что на урнах для пожертвований было крупно написано: "Детский фонд", а все настолько привыкли связывать это словосочетание с нашей организацией (в марте краевому отделению Российского детского фонда исполнилось 22 года. – Авт.), что бросали деньги, не сомневаясь.
Неплохую рекламу фонду в свое время организовала волонтер Екатерина Юркина, занимающаяся благотворительностью:
– С Алексеем мы познакомились в феврале 2008 года. Он сказал: "Я хочу помогать детям, но не знаю как". Меня это сразу подкупило, решила помочь.
– В июне 2008 года мы впервые сняли деньги из урн, для того чтобы организовать детский праздник, – продолжает Юркина. – За месяц из четырех копилок было извлечено более 30 тысяч рублей (сегодня таких копилок восемь. – Авт.). После начался кавардак: Алексей начал снимать средства не по правилам, перестал вести отчетность и категорически отказывался что-то объяснять. Из-за этого я перестала с ним сотрудничать, чтобы не пятнать свое доброе имя.
Помощь без контроля
– Контролирующие органы могут отследить расходование средств, поступление которых подтверждено соответствующими документами, – поясняет Валерий Маковеев, начальник отдела по делам некоммерческих организаций управления Минюста РФ. – Контроль над изъятием денег из урн не входит в полномочия управления. Изъятие денег должно производиться комиссионно и регулироваться ревизионными органами самой организации.
По закону деятельность благотворительного фонда должна быть такой же прозрачной, как копилка для пожертвований. Организации подобного рода создают попечительский совет и ежегодно представляют отчеты в Министерство юстиции и СМИ. Видимо, к фонду "Фея" ни то, ни другое, ни третье не относится. Недавняя внеплановая проверка краевого управления Минюста это подтвердила.
– Проверка была проведена нами по жалобам жителей Барнаула, – объясняет Лариса Жданова, и.о. руководителя управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю. – Наши специалисты выявили ряд нарушений, касающихся отчетности и наличия у организации попечительского совета.
Вместе с тем у Алексея Гиля, президента фонда, в наличии имеются бухгалтерские и иные документы, официально подтверждающие, что деньги расходуются законно, на благотворительные цели. Среди тех, кому он оказал материальную помощь, например, числятся дети-отказники, содержащиеся в детской инфекционной больнице № 2.
– Я отказался сотрудничать с этим фондом, – комментирует Иван Леер, главный врач детской инфекционной больницы № 2. – Алексей принес нам вещи б/у, а через несколько дней попросил, чтобы я подписал отчеты о получении новых вещей. Естественно, я не стал их подписывать. После этого инцидента он звонил несколько раз, предлагал другую помощь, но звонком все и завершалось.
На благое-то дело…
В "Холидее", что недалеко от моего дома, тоже имеется копилка "Феи". Я поинтересовалась у администратора супермаркета, как часто президент фонда извлекает отсюда деньги.
– По мере накопления, – ответил он. – В среднем раз в месяц.
– Часто покупатели пополняют копилку?
– Конечно. У магазина большая проходимость, и многие жертвуют на благое-то дело…
Раиса Федорова,
председатель краевого отделения Российского детского фонда:
Люди сами ответственны за то, кому они дают деньги. Если человек, занимающийся благотворительностью, оставляет о себе минимум информации (сотовый и имя), это должно насторожить.
Справка
Сейчас Алексей Гиль все дела, за исключением бухгалтерии, ведет единолично: в "Фее" нет даже попечительского совета. Поиски этого человека оказались делом непростым, словно он сам не существующий в материальном мире персонаж – фей. Все указанные на "копилках" телефоны были выключены.
По юридическому адресу (Барнаул, ул. Гоголя, 189) он никогда не располагался. Как пояснила супруга Алексея, в ближайшем будущем фонд официально будет зарегистрирован на домашний адрес Алексея Гиля.
Самое важное - в нашем Telegram-канале