Россия
Что касается российского отрезка пути (Барнаул – Улан-Удэ), то впечатлений он принес немало. Для меня это стало практически первым выездом к востоку от Барнаула, ранее я в этом направлении доезжал только до Кемерово. Добавлю несколько штрихов, которые не вошли в предыдущие заметки.
Иркутск. Выхода нет
Интересной особенностью Иркутска оказалось взаимодействие в общественном транспорте. В трамвае у меня состоялся сюрреалистичный диалог с девушкой восточной наружности, стоявшей между мной и выходом.
– На следующей не выходите?
– М?
– Я говорю: на следующей выходите?
– (вытаскивает наушник) М?
– Выходите на следующей? – терпеливо повторяю я.
– Нет, не выхожу, – изумленно отвечает она, вставляет наушник обратно и отворачивается.
Я подумал, что все дело в том, что девушка нерусская. Однако уже вечером в автобусе наблюдал аналогичный диалог между двумя абсолютно русского вида мужчинами. В ответ на вопрос “выходите?” один из них охотно и дружелюбно сообщил второму, что нет, он не выходит. Однако при этом даже не шелохнулся.
Похоже, в Иркутске такой вопрос воспринимается не как сигнал подвинуться или поменяться местами, а просто как завязка разговора, вроде оценки погоды. А еще в Иркутске точно такие же с виду улицы, как в Барнауле и Томске, но то ли на них гораздо больше шпаны, то ли она просто более громко себя ведет.
Бурятия – демо-версия Монголии
Что касается Улан-Удэ, то после поездки в Монголию стало абсолютно понятно, что Бурятия – это, по сути, ее кусочек, только находящийся в составе России. Лично я коротко сформулировал это для себя так: буряты – это монголы, которым повезло. Одна жительница Бурятии, правда, возразила, что в Моголии зато сохранилась древняя письменность (вертикальные строки), а в Бурятии – нет.
Я не стал указывать на то, что взамен буряты приобщились к великой русской культуре, включая язык и кириллическую письменность, а также благам цивилизации. Как ни крути, но Россия – сверхдержава, а Монголия – нет. Кстати, сами буряты отмечают, что уровень жизни в Улан-Удэ повыше, чем в Улан-Баторе. От себя добавлю, что и позы\бузы здесь вкусней.
Монголия
Образ Монголии в моем представлении в ходе поездки, конечно, претерпел значительные изменения. Раньше мне рисовалась картина однообразной степи, в которой разбросаны причудливые юрты, где ютятся монголы, жгущие в печи сушеный навоз, чтобы согреться. Я, конечно, понимал, что в Монголии есть города и довольно развитые, но почему-то считал, что в них обитает меньшая часть населения.
Своя атмосфера
Оказалось, наоборот. Можно смело утверждать, что монголы – урбанизированная нация, состоящая преимущественно из городских жителей. Вместе с тем, национальная культура не выродилась у них в “клюкву”.
Если у нас женщин в кокошниках или мужчин в расшитых косоворотках можно встретить разве что в составе народных ансамблей, то в Монголии множество людей действительно используют национальные костюмы в качестве повседневной одежды.
Несколько иначе дело почему-то обстоит с обувью. Людей в унтах мы встречали не часто, хотя в том же Улан-Удэ мода на меховые унты сразу бросается в глаза. Здесь их носят представители разных поколений. Чаще, конечно, женщины, но и мужчин в них мы видели немало.
Чужая атмосфера
Монголия, естественно, испытывает культурное влияние со стороны окружающих стран. И если влияние России и Китая меня не удивило (хотя вскоре Монголия собирается отказаться от кириллицы), то влияние Южной Кореи стало неожиданным. По некоторым данным, оттуда в Монголию организуются даже нелегальные секс-туры, эта индустрия напрямую “заточена” именно под корейцев.
Но в полнейшее изумление меня повергло сообщение о том, что в Монголии активно действуют… южнокорейские протестанты, ведущие здесь активную миссионерскую деятельность. Уже сейчас в Улан-Баторе действует множество деноминаций. Кроме того, очень распространены американские мормоны – мормонская община существует в каждом аймаке (районе) страны.
Зачем ехать в Монголию
Культура
Подводя итог, можно сказать, что побывать в Улан-Баторе интересно, но в целом он мало отличается от привычных больших городов. Разве что обилием буддийских храмов и крыш-пагод, но все это есть и в Улан-Удэ. Думаю, в Монголию стоит ехать, во-первых, тем, кто задается культурно-познавательными целями.
Помимо буддизма и шаманизма здесь есть интересная археологическая составляющая. Я, например, с удивлением узнал, что самые крупные в мире скелеты динозавров находят именно в Монголии, здесь даже есть соответствующий музей. Не исключено появление специальных археологических туров.
Пустыня Гоби
Второе перспективное направление – уникальные природные зоны Монголии. В первую очередь, конечно, пустыня Гоби. Потому что гор, степей и озер хватает и в России. Да что говорить, все перечисленное легко найдется в одном лишь Алтайском крае. А вот собственной пустыней не может похвастаться ни один регион РФ.
Как я уже писал, развлекательные программы в Гоби пока небогаты, но думается, появление увлекательных туров по ней – лишь вопрос времени. И подозреваю, ближайшего.
Самое важное - в нашем Telegram-канале