История, которая живет полвека
Легендарный фильм «Девчата» живет в коллективной памяти, но театру важнее не реконструкция, а разговор — честный, смелый по духу, но не нарушающий исторического контекста.
«Первое, что вспоминается, конечно, тот самый советский фильм. Но меня поражает, что среди тысячи кинокартин того времени, эта одна из тех, что прошла проверку временем» — говорит Сергей.
Именно поэтому, прочитав пьесу, режиссер долго размышлял, прежде чем согласиться.
«Я понял, что в этой истории много тем, которые будут актуальны во все времена. Это и прощание с детством, и встреча чистого героя с коварным, хитрым и сложным миром. Это история про каждого из нас», — признается Сергей.
Он подчеркивает: сила «Девчат» вовсе не в быте леспромхоза и не в атмосферных кадрах заснеженной тайги. А в темах, которые остаются актуальными спустя десятилетия: взросление, столкновение надежд с реальностью и путь к любви.
Путь между повестью и фильмом
Основа мюзикла создается по мотивам повести Бориса Бедного — первоисточника, куда более жесткого, чем мягкая и светлая кинолента. Сергей напоминает: советская цензура сглаживала углы, убирая драматические линии.
«В повести, в отличие от фильма, много жестких тем. Например, у одной из героинь трагедия с абортом и невозможность иметь детей. Естественно, в фильме этого быть не могло. Киноцензура просто не пропускала такие эпизоды. В то время говорили, что в Союзе и секса нет, а абортов подавно».
Но Сергей не стремится повторить фильм, он ищет баланс между мягкостью привычного кинообраза и драматической основой литературного первоисточника.
Мюзикл как жанр, по словам режиссера, позволяет сочетать легкость и серьезность, не только удивляя зрелищностью, но и говоря о важном.
«XX век перевернул жанр. Мюзикл перестал быть чистой развлекаловкой. Вспомните «West Side Cabaret Story». Там шоу только обертка, а внутри нее судьбы людей и серьезные темы»,— утверждает Сергей.
Так и в «Девчатах»: соцреалистическая внешняя жизнь — стройка, быт и коллектив — служит лишь фоном для главного: «кухни чувств». А в любви, как говорит режиссер, эпоха не имеет никакого значения.
«Время идет. Эпоха, строй, технологии — все меняется. Но взаимоотношения людей остаются прежними. Человеку нужен человек, и это неизменно», — рассказывает Сергей.
Он подчеркивает: современность постановки заключается в честном разговоре о том, что больно и важно.
От наивности в глубину
Главная героиня — 18-летняя Тося Кислицына из Симферополя. Наивная и естественная, но уязвимая. Она не картонная оптимистка из фильма, а живая девчонка, которая впервые сталкивается с жизнью. Сергей подчеркивает: именно через ее взгляд, легкий, восторженный и чистый, зритель входит в спектакль.
Но дальше происходит то, что делает эту историю более трогательной: наивность встречается с жизнью.
«Наша Тося более мобильна внутренне. Мы раскрываем глубину ее душевной конструкции и жестко разбиваем розовые представления о мире, чтобы показать путь взросления», — рассказывает Сергей.
Роль главной героини исполняют две актрисы, и обе по словам режиссера, привносят в образ Тоси новые «театральные полутона» – глубину, которую кино в свое время позволить себе не могло.
Музыка, созданная Егором Шашиным, помогает героям раскрыть внутренние переживания.
«Музыкальные номера — это не украшение. Они только расширяют актерский инструментарий. В фильме Тося почти однотонна. У нас она развивается, меняется, растет», – утверждает Сергей.
Новое дыхание
Постановка включает новые эпизоды, отсутствующие в фильме и повести. Но они, как утверждает режиссер, – органичное продолжение общей линии.
«Это не ради новизны. Просто жизнь этих героев требует нового», — рассказывает Сергей.
Сцены рождаются в поиске. Через репетиции, диалог с артистами и пробу разных вариантов.
«Иногда артист предлагает что-то свое, я вижу, что это работает, и оставляю. Мы вместе оттачиваем друг друга, как две скульптуры».
Труппа и доверие
Сергей Пантыкин – приглашенный режиссер. Но труппа приняла его тепло, и работа идет стремительно: за две недели поставили полтора акта.
«Репетиция — это поиск. Иногда час говорим о том, что чувствует герой. Все очень тонко. Но именно так рождается спектакль, где в центре человек», — делится режиссер.
Когда Сергей рассказывает о постановке, он часто возвращается к теме любви, тому главному, что соединяет времена и поколения.
«Можно объехать 250 стран, а любовь будет поджидать нас в 251-ой. Она может быть с другим цветом кожи, и например, с именем Джон. — смеется он. — Но это чувство неподвластно логике, времени и технологиям».