На экране - солидная, сдержанная, с долей жесткости дама, в жизни - непосредственная, веселая молодая женщина. Очень открытая и искренняя – такую роскошь могут позволить только по-настоящему уверенные люди. «Я по натуре боец. Не знаю – плохо это или хорошо. Иногда это мешает мне в жизни, иногда – помогает. Но, думаю, моим близким легче жить, когда рядом есть человек, на которого можно всегда опереться».
Именно бойцовское «не отступать и не сдаваться» помогло Лилии преодолеть все трудности становления бизнеса. Оно началось еще в то время, когда уход из бюджетной организации в частную воспринимался как сомнительная и опасная авантюра. Тем более из такой консервативной структуры, как школа. А Лилия Геннадьевна была учительницей русского языка и литературы, комсомольской активисткой. Но… однажды школьное начальство поступило с ней несправедливо, и наша героиня покинула не только стены учебного заведения, но и профессию. Тогда ей было 28.
Процент везения
Знакомый предложил поработать у него в частной фирме «Алтай туристский» реализатором турпутевок. И она согласилась: «Так осуществилось мое желание путешествовать. Киев, Москва, Минск и Санкт-Петербург – в этих четырех городах я бывала с периодичностью раз в месяц. В то время в Барнауле мало что можно было купить, поэтому из каждого города я что-нибудь везла своим знакомым. Так что конъюнктуру рынка я, можно сказать, узнала на своей шкуре».
Поскольку новая работа оплачивалась своеобразно (руководитель группы ездил за счет фирмы, но зарплату при этом не получал), приходилось зарабатывать продажей столичного дефицита на рынке Барнаула: «Сначала себе даже представить не могла, как я, учитель, буду стоять на базаре с тряпками. Причем я такая была не одна. Сейчас даже вспоминать не хочется, как нам приходилось себя ломать. Многие так и не смогли этого сделать».
Лилия Геннадьевна считает, что ее поколение так и приходило в бизнес – от безысходности: кто-то потерял работу, кто-то остался без денег. В ее семье сначала предпринимательством занялся муж, который ездил за товаром в Польшу и Турцию: «Мне кажется, что без мужчины начать бизнес очень сложно. У многих состоявшихся предпринимательниц история начала собственного дела такая же, как у меня, - им помогали мужья. Вообще, для женщины это очень важно, какой мужчина рядом с тобой. Я люблю умных и сильных. Все остальное – приложится».
После того как подросла вторая дочка, к семейному делу подключилась и Лилия. И у нее стало получаться! Да так хорошо, что челночный вариант бизнеса вскоре обрел свой сегодняшний вид – магазина-салона.
Свой успех госпожа Степанова объясняет весьма скромно: «Просто у меня повышенный процент везения. Я вовремя ушла из школы. Или вспомнить дефолт 1994 года: у нас собралась группа из Новосибирска лететь в Стамбул за дубленками, пытаемся купить в Новосибирске доллары – а цены на них подскочили! Пока другие бегали по городу, искали, где подешевле, я купила в первом банке и, как оказалось, не прогадала – доллар стал еще дороже. В Стамбуле, когда мы собирались ехать обратно, – за нами не прилетел самолет, и нам предложили за свой счет неделю пожить в гостинице. Но мы сориентировались и предъявили претензии принимающей стороне – не можете предоставить самолет, сами наше пребывание и оплачивайте. В результате мы прекрасно отдохнули неделю в Турции. Ну не заработали денег, и что? Или взять август 98-го: мы с дочками находимся в Греции, муж – дома. 17-го начался дефолт. К счастью, муж быстро сориентировался в ситуации и мы не понесли особых потерь. А 25-го у меня был день рождения, я собрала своих друзей, и в шикарном греческом ресторане мы отметили это событие. Такой пир во время чумы. Конечно, можно было сидеть и горевать. Только зачем? Дефолт прошел, а этот день рождения мы с дочками до сих пор вспоминаем – так здорово было!»
Впрочем, в жизни у Лилии были и другие ситуации, которые к числу удачливых явно не отнесешь, – например, когда ее ограбили в Москве в электричке: «Живой оставили и на том спасибо. Не надо зацикливаться на плохом».
Вперед, в будущее
Умение думать о будущем и идти вперед - это, по ее мнению, одно из главных качеств руководителя: « А будущее – это категория для мужчин более интересная, чем для женщин. Наверное, поэтому «начальник», «руководитель», «директор» мужского рода – аналоги женского рода звучат иронично или пренебрежительно. Но поскольку я руковожу коллективом из десяти человек, то должна уметь думать и по-мужски – показывать людям перспективы».
Кроме всего прочего, Лилия Геннадьевна известна еще и как предпринимать с очень активной общественной позицией: создала ассоциацию меховщиков Алтая, входит в общественный совет предпринимателей при администрации края, член президиума торгово-промышленной палаты, на период выборов – доверенное лицо кадидата в депутаты КЗС Галины Трощий. Как на все хватает времени?
«Понедельник ненавижу - ничего на него не намечаю, приходится доделывать дела прошлой недели. Я свои дела планирую – вечером пишу себе маленькие записочки, что должна сделать завтра. Чтобы все успеть – не надо торопиться. И еще один момент – не успевает тот, кто ничего не делает, кто лежит на диване и боится, что у него ничего не получится. А нужно просто встать и сделать. Не люблю тратить время на пустые разговоры, сидеть на лавочке у подъезда – это занятие явно не для меня. Иногда пробегаю мимо соседей, здороваюсь, а они мне: «Ну что же ты, Лиля не притормозишь, не поговоришь с нами». А мне кажется, что у меня и нет педали тормоза, только газа».
К другой составляющей дилеммы «время – деньги» Лилия относится легко: «На деньги я смотрю сквозь пальцы. Есть – хорошо, нет - надо действовать, зарабатывать. Во мне очень сильна учительская закваска - нельзя все мерить деньгами, есть более важные вещи».
Важная вещь – это, например, семья: «Женщина не может считаться состоявшейся, на мой взгляд, если у нее нет семьи, каких бы успехов в жизни она ни добилась. Но, опять же, всякое в жизни бывает, кому-то просто не везет. Мне, я считаю, очень повезло - я обожаю своих дочек. Мне очень нравится быть мамой». Причем Лилию Степанову строгой родительницей не назовешь, ее любимое педагогическое высказывание: «Надо баловать детей, тогда из них вырастают настоящие разбойники!» Еще дочки знают, что мама ненавидит ложь – если что-то сделали не так, лучше сразу прийти и признаться. «Вранье, предательство, фальшь, какие-то подковерные интриги – это все не для меня. Я прямой человек. Удивительно, но в жизни мне это, скорее, помогает».
Лилия – классический человек действия, не склонный к долгой рефлексии и жалости к себе. Если считает, что права – будет биться до последнего, не права – признает ошибку. Но в любом случае пойдет дальше:
«Этот год стал для меня переломным, изменилось многое, в том числе и мой семейный статус. Сейчас я живу вдвоем с младшей дочкой. Старшая вышла замуж, и недавно я стала бабушкой. Поступают новые, интересные предложения из Москвы. В общем, я чувствую, что наступает новый жизненный пласт».


