Тем временем на автофоруме auto.vl.ru начинают говорить о том, что было бы неплохо нанять для Олега ещё одного адвоката. Некоторые высказывают сомнения: сумеет ли молодой Шмаков достойно выдержать натиск команды обвинения, которую возглавил главный прокурор края Александр Кочергин.
Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов “Свобода выбора”, увидев по телевизору Сергея Шмакова, на одном из форумов открыто заявляет: “Это же как надо быть уверенным в его гениальности, чтобы сделать ставку на такого молодого человека. Теперь понятно его нежелание выходить на контакт и некий изоляционизм”.
- Несмотря на молодость, это очень опытный, знающий своё дело адвокат, - рассказывает о Сергее Шмакове Александр Главин, старший правовой инспектор профсоюзного комитета железнодорожников, - наш профсоюз часто привлекает его для участия в делах. Примерно около года назад на железной дороге произошёл несчастный случай: пассажир попал под локомотив. На суде было выдвинуто обвинение против работников локомотива. Суд признал их виновными. После этого мы подали кассационную жалобу, и к делу был привлечён Сергей Шмаков. В итоге сотрудников железной дороги оправдали. Шмаков выиграл дело.
Тем не менее, как говорится, одна голова хорошо, а две - лучше. Поэтому российские автолюбители во главе с Виктором Клепиковым начали искать ещё одного адвоката.
Известный автожурналист Юрий Гейко предложил автомобилистам кандидатуру известного московского адвоката Андрея Карпова, бывшего следователя МВД. Уже около восьми лет Карпов занимается адвокатской практикой. Он специализируется на делах с дорожно-транспортными происшествиями после того, как в аварии погиб его брат.
- Сначала помочь Олегу согласились два московских адвоката, - рассказывает Виктор Клепиков, - Константин Шутов, директор адвокатской конторы в Москве, и Андрей Карпов. Но в понедельник, когда должно было состояться первое заседание, Шутов приехать не смог. Карпов, согласившийся защищать Щербинского абсолютно бесплатно, был готов прилететь в Барнаул хоть в воскресенье.
Согласно закону обвиняемый может нанимать второго адвоката лишь с согласия первого.
- Когда мы получили согласие Андрея Карпова участвовать в процессе, я поехал к Шмакову, чтобы обсудить этот вопрос, - рассказывает Виктор Клепиков, автомобилист, представляющий интересы Щербинского, - сначала Сергей отказывался, говорил, что это нежелательно. В следующий раз всё-таки удалось его убедить. Как-никак, но команда обвинения усилилась не только главным прокурором края, но и ещё и Дмитрием Шашковым, следователем Генпрокуратуры.
Накануне первого судебного заседания свою помощь Щербинскому решил оказать профсоюз железнодорожников. Комитет выделил Щербинским почти 15 тысяч рублей, а дочке Олега - путёвку на море. Правда, в августе следующего года. Самому водителю “Тойоты” профсоюз предоставил адвоката.
- Профсоюз довольно редко подключается к гражданским делам своих сотрудников, - говорит Александр Главин, старший правовой инспектор профсоюзного комитета железнодорожников, - в основном мы защищаем их в судебных процессах, связанных с трудовой деятельностью членов профсоюза. Лишь в том случае, когда гражданское дело имеет широкий общественный резонанс, ставится вопрос о том, чтобы помочь нашему сотруднику. Дело Щербинского - именно такой случай.
Сейчас у Олега Щербинского целых три адвоката. Команда работает слаженно и дружно. Почти на всех совещаниях адвокатов присутствует он сам - слушает рекомендации и советы своих правозащитников.
На первом заседании Андрей Карпов предложил обвинению не пачкать честь мундиров и отозвать обвинение. В ответ на это громогласное заявление московского адвоката сторона обвинения зачла обвинительное заключение, которое уместилось на 116 страницах.
После первых двух заседаний Андрей Карпов улетел в Москву, так как следующее было назначено лишь через несколько дней. На сайте Юрия Гейко появляется отчёт о процессе от имени Карпова. Приведём некоторые выдержки из него:
“Сейчас прессе даём немного информации, чтобы прокурорские не поставили это нам в вину. Как только они закончат свое нехорошее дело, думаю, озвучим все их потуги. Пока они бросаются из стороны в сторону: то разметку пересекал или нет, то маяк был или нет, то куда они ехали, по неотложному делу или нет. Не могу сказать, что будет в конечном результате (так как, сами понимаете, не всё будет зависеть только от нас), но мне внушает оптимизм то, что судья совершенно беспристрастна, а прокурорские метут всё в кучу по принципу “что-нибудь да выстрелит”.
“На первом заседании прокуратура зачитала обвинительное заключение. Олег сказал, что не признаёт себя виновным. Сергей объяснил, что Олег не может быть виновным, т. к. “мерин” не спецавтомобиль и Олег действовал согласно ПДД. Я сказал, что прокуратура везде ссылается на то, что “мерин” - спецавтомобиль, но Олегу предъявляет обвинение в нарушении семи пунктов ПДД, но среди них почему-то нет п. 3.2 ПДД (по спецтранспорту) и ПРЕДЛОЖИЛ (а не заявил ходатайство) СТОРОНЕ ОБВИНЕНИЯ (а не суду) воспользоваться правом, которое им предоставляет УПК, а именно: отказаться от обвинения и дело прекратить. Они промолчали. Ну, это их право”.
Московские выходные адвокат Андрей Карпов провёл, подготавливая для прокурорских десять листов с констатацией нарушений, допускавшихся и допускаемых чиновниками в процессе по “делу Щербинского”.
На первом и втором заседаниях суда были допрошены свидетели. Как нам удалось узнать, в их числе оказался Константин Татарников, глава Косихинского района, в который направлялся погибший губернатор. Правда, каким боком глава района имеет отношение к произошедшему ДТП и “делу Щербинского”, остаётся загадкой.
- Я считаю, что вовсе не обязательно было привлекать меня на заседание суда в качестве свидетеля, - рассказал нам Константин Татарников. - В тот трагический день я даже не был на месте аварии. Лишь в день похорон губернатора, проезжая мимо, мы остановились возле поворота на Плешково. На заседании меня спросили лишь о празднике, который проходил 7 августа в селе Полковникове.
Некоторые свидетели не явились на заседание по состоянию здоровья: например, две пассажирки “Волги”, которая ехала вслед за “Тойотой” Щербинского, после аварии помогавшие вытащить Галину Евдокимову из искорёженного “Мерседеса”.
После двух заседаний суда нам удалось поговорить с Александром Главиным:
- Пока что всё идёт гладко, ровно, без каких-либо эксцессов и недоразумений. Идёт отработка материала. О конкретике пока что говорить рано. Хотя начало, по-моему, удачное.
Видя яростную “битву” своих адвокатов с командой обвинения, Олег Щербинский воспрял духом.
- У него даже искорки в глазах появились, - говорит Наталья Кирьянова, друг семьи Щербинских. - Стал улыбаться и шутить… Как прежде.
P.S. Следующее заседание суда состоится 6 декабря.
Самое важное - в нашем Telegram-канале