Жизнь

Музыкальный театр начал серию познавательных лекций-экскурсий по подвалам, ямам и чердакам

В Музыкальном театре началась серия уникальных экскурсий, в которых гости смогут ближе познакомиться с цехами театра, погулять под сценой и на самых верхних этажах и в итоге узнать больше о том как рождается театральное искусство под руководством артиста и заведующего литературной частью Ильи Зуева.

Экскурсия живой звук
Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Разная музыка

На первой тематической экскурсии ценители театра узнали, как рождается живой звук, который не просто сопровождает спектакли, но и становится героем каждой постановки.

На встрече Илья Зуев рассказал, чем музыкальный спектакль отличается от просто спектакля с песнями и танцами. Во втором случае нет музыкальной драматургии и номера можно просто изъять из постановки без потери смысла. В первом случае все проблемы решаются именно музыкой.

«Если эмоциональное состояние героя достигает пика, он начинает петь, а потом и танцевать. Это непрерывная сюжетная линия, из которой нельзя ничего убрать. Артист оперы или оперетты не обязан иметь великий драматический талант, потому что все его переживания «играет» музыка», - говорит артист.

У артистов шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем – понедельником. Как правило, день разрывной – есть утренняя репетиция и вечерний спектакль или наоборот, показ утром, а потом все репетируют, есть дни самоподготовки. Практически артисты «живут» здесь. Вот почему говоря, что в театре «служат», а не просто «работают».

Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Одежда сцены

Экскурсовод рассказал и о так называемой одежде сцены – это гигантские бархатные полотна, обрамляющие место действия. «Одежда бывает черной белой и разноцветной. Есть несколько планов кулис, - говорит Зуев. – Но для любой есть непреложное правило: строго настрого артистам запрещено даже легко касаться этих полотен».

Дело в том, что примерно через пять-шесть минут после начала спектакля зритель психологически воспринимает происходящее на сцене как единственную реальность, в которой действуют герои. Одежда ограничивает эту реальность, остается некий телевизор, и зритель перестает видеть кулисы вообще. Но если артист коснется полотна, оно немедленно становится просто тряпкой, а реальность действия становится подделкой. И вся магия театра разрушается.

Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Поролоновая картошка

В бутафорском цехе экскурсанты увидели залежи шпаг, корзин и всевозможной снеди вплоть до картошки. И все это ненастоящее.

«Вот угощайтесь, - пошутил Илья Зуев. – Вкусно, питательно и, главное, никогда не заканчивается. В Музыкальном театре на самом деле есть и пить по правде не принято, это может повлиять на голосовые связки. А вот в драматическом иногда действительно едят, все-таки они больше стремятся к реалистичности, а у нас все более условно. Я помню, мы голодными студентами пришли на спектакль «Собачье сердце», а там была копченая курица, рыба и пельмени на столе на сцене. И она так пахло прямо в первый ряд, что мы чуть не умерли».

Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Зеленый и мертвый

В художественном цехе полно интересностей – небольшие макеты будущих сцен в человечками-артистами, куски старых декораций, свежепокрашенные новые.

Художник помимо, собственно, художественных знаний, при изготовлении декораций должен иметь в виду еще массу всего, включая инженерию и светорежиссуру: сколько человек пойдут по сцене или конкретной лестнице, будут ли они на каблуках, каково будет освещение.

«Например, в спектакле «Веселая вдова» была допущена одна декорационная ошибка, - рассказывает Илья Зуев. – Там белая лестница. На ней все артисты становятся серыми. Лестница становится ярче людей. То же в свете. На человека никогда нельзя светить зеленым лучом. Любым другим можно – синим, красным, желтым, белым, даже розовым. В зеленом свете все удивительно страшные, будто мертвые».

Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Еще больше декораций просто стоит в коридорах театра. В 1972 году Музыкальный переехал в нынешнее здание – типовой дворец культуры, который не приспособлен для театра, в нем нет больших складских помещений. Это иногда ограничивает художников в фантазии. Например, «Александр Невский» мог бы быть куда монументальнее, но карманы сцены слишком малы для объемных декораций.

«Поэтому в коридорах театра везде можно видеть все, - говорит Илья Зуев. – Возможно, если порыться, то можно что-то и спектаклей 1972 года».

Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Петь душой

Артистка оркестра Олеся Кыкова рассказала о, пожалуй, главном инструменте в Музыкальном театре. Скрипку часто сравнивают с человеческим голосом, этот инструмент как будто говорит со своим слушателем. Более того, у скрипки натурально есть душа – так называемая «душка», маленькая круглая деревянная палочка внутри корпуса, которая передает колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс и качество звука.

Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Солист театра Насими Нариманов рассказал гостям о том, как правильно разогреть голос перед спектаклем.

Вопреки представлениям, в пении участвует весь организм артиста. Начиная с постановки ног. На дыхательной опоре струя воздуха проходит сквозь голосовые складки, которые формируют высоту звука, попадает в грудной и головной резонаторы. Если они выстроены верно, возникает так называемый импеданс и мы слышим красивый, правильный, глубокий звук. К тому же важно и психоэмоциональное состояние артиста, от него очень сильно завит качество голоса.

Проблемы могут возникнуть на любом этапе, поэтому все физические данные тщательно прорабатываются перед каждым спектаклем.

«Кто-то поет без дыхания, кто-то без груди, кто-то без головы, - подчеркнул Илья Зуев. – Поэтому неправда, если говорят, что кто-то поет душой. Поют ртом. Но если больше нечем, можно и душой».

Поскольку все действие происходило в хоровом классе, то у экскурсантов была возможность научиться правильно сидеть, дышать, запоминать ритм, широко открывать рот и распеваться.

Экскурсионный проект Музыкального театра будет развиваться, обещает Илья Зуев. Уже в ближайшую субботу, 2 ноября, зрителей ждет новая тематическая встреча «Жизнь в танце». Помимо путешествия по театральному закулисью, здесь будет возможность поговорить с теми, кто всегда молчит, и лишь движением выражает внутреннюю жизнь художественного образа. Гостей ждет встреча с артистами балета театра Ильей Интуловым и Татьяной Тамбовцевой.

Цифра

230 человек работает в штате Алтайского музыкального театра.

Экскурсия живой звук
Предоставлено altapress.ru

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость