Жизнь

Начальник краевого управления связи рассказал о будущей ИТ-столице Сибири

Традиционно Алтайский край называют аграрным регионом. Однако в последние десятилетия здесь быстро развивается новая отрасль, которая, возможно, скоро станет еще одной его гордостью – это ИТ. Краевое ведомство, которое бы курировало это направление, создано совсем недавно, однако если на его сайте изучить список задач, за которые оно отвечает, то станет понятно – управление информационных технологий и связи теперь необходимо. Его начальник Евгений Поздерин рассказал altapress.ru, как ведомство может сэкономить краевой бюджет, чем оно полезно для бизнеса и населения края.

Барнаул осенью. Проспект Ленина.
Барнаул осенью. Проспект Ленина.
Михаил Хаустов

- Управление информационных технологий и связи Алтайского края было создано всего около двух лет назад. Почему, по вашему мнению, оно появилось только сейчас?

Почему на Алтае провайдеры экспериментируют с тарифами на интернет и телевидение

- На это повлияли разные факторы. Количество государственных информационных систем и их уровень развития стали такими, что появилась необходимость в отдельном исполнительном органе власти, который бы координировал их работу на региональном уровне. Если раньше вопросы, связанные с межведомственным электронным взаимодействием, электронными госуслугами, связью могли решать подразделения при других управлениях, то с определенного момента этого стало недостаточно. Вышел ряд законодательных актов, которые подразумевают координацию развития ИТ в разных сферах жизни именно региональным отраслевым ведомством. И Минкомсвязи проще взаимодействовать на региональном уровне с госорганом, который занимается теми же вопросами.

К субъективным факторам относится решение Губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина. В большинстве регионов к тому времени уже существовали аналогичные ведомства.

В прошлом году главной задачей управления было создание правовой базы, которая бы позволила централизованно управлять процессами информатизации в регионе, проводить мониторинг внедрения ИТ в органы исполнительной власти края, обеспечить эффективное расходование бюджетных средств на мероприятия в сфере ИТ и другие.

- Получается, что управление в первую очередь сконцентрировано на развитии государственных систем в ИТ. Однако в крае есть еще и бизнес в этой сфере. В чем вы видите задачи управления во взаимодействии с ним?

- В 2015 году мы совместно с ИТ-сообществом края разработали стратегию развития ИТ-отрасли в регионе до 2020 года. При ее реализации мы активно сотрудничаем с организациями, которые представляют ИТ-бизнес, в частности, это Комитет информационных технологий при АлтТПП. Участвуем в организации отраслевых мероприятий – Алтайского регионального ИТ-форума, Электронной недели на Алтае и других. Оцениваем работу ИТ-компаний, которые обращаются в управление по предпринимательству за субсидиями. Отслеживаем законодательные акты, влияющие на развитие ИТ, и стараемся сами по мере возможностей инициировать принятие нужных решений на региональном уровне.

"ВымпелКом" реорганизует свой филиал в Барнауле

Например, в прошлом году управление участвовало в подготовке ряда документов, которые позволили упростить для операторов мобильной связи процедуру размещения оборудования на территории муниципалитетов. Речь идет о невысоких сооружениях под базовые станции (до 40 м), которые операторы часто перемещают по району в зависимости от ситуации. Они собираются и разбираются в течение суток, не препятствуют ведению хозяйственной деятельности. Также речь шла и о некоторых других сооружениях связи.

Раньше на согласование их установки уходило до полугода, что было связано с оформлением прав на земельный участок и получением разрешения на строительство. Сейчас все можно сделать за месяц. Но этот "упрощенный" порядок действует при размещении объектов только на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

- У операторов связи есть еще одна проблема – высокая стоимость аренды участков под базовые станции в некоторых муниципалитетах. Она сейчас как-то решается?

- Мы ведем разъяснительную работу с муниципалитетами. Говорим: вот вы установили сотовой компании платеж за аренду земли, как автозаправке, а теперь рассказываете о жалобах населения на плохую связь или даже ее отсутствие. Два района после этого изменили цену аренды. Где-то с середины 2015 года мобильные операторы не обращались к нам с такой проблемой. Это не обязательно значит, что все районы установили оптимальные цены, может быть, операторы просто приспособились. В этом году мы снова проанализируем ситуацию.

Евгений Поздерин.
Анна Зайкова

Скромный вклад

- В одном из интервью известный на Алтае ИТ-предприниматель Денис Газукин сказал, что при правильном развитии Алтайский край может стать ИТ-столицей Сибири. Согласны ли вы с этим? И что нужно, по вашему мнению, для этого сделать?

- Я не был бы патриотом Алтайского края, если бы не разделял этого желания. Денис Сергеевич и ряд других ИТ-руководителей края инициативны, мы их в этом поддерживаем. У нас есть договоренность с Главным управлением экономики и инвестиций, ИТ-комитетом АлтТПП провести в марте совещание на тему развития отрасли в регионе.

В Алтайском крае сотовые операторы изменили тарифы в ответ на приход Tele2

В крае работает Алтайский бизнес-инкубатор, есть два серьезных вуза, которые готовят высококвалифицированные кадры для ИТ, есть техническая и квалификационная база. Важно понять, что можно и нужно сделать для нашего ИТ-сообщества в рамках существующего российского законодательства, возможностей федерального и регионального бюджетов.

Поясню: в России создана система региональных ИТ-технопарков. В прошлом году Счетная палата опубликовала результаты проверки их работы, проведенной в 2014 году, оказалось, что не везде средства были израсходованы эффективно и достигнуты те результаты, которые планировались. Один из негативных примеров – Екатеринбург. Там выделили землю, построили здание, подвели инфаструктуру, но оно сейчас наполовину пустое. Место было выбрано неудачное, возможно, еще какие-то факторы не учли. А вот в Новосибирске о технопарке много позитивных отзывов. Там достигается синергетический эффект: множество стартапов размещаются в одном месте обмениваются опытом, идеями.

Называться ИТ-столицей Сибири – это не самоцель. Нужно, чтобы отрасль приносила эффект в виде налоговых поступлений, и чтобы молодежь оставалась в крае, хотела здесь работать.

- Какой вклад сфера ИТ сегодня вносит в экономику региона? И как Алтайский край в этом смысле выглядит на фоне других регионов?

- За 2015 год данных от Алтайкрайстата пока нет. В 2014 году доля ИТ-компаний во внутреннем региональном продукте составила порядка 2,4%. За тот же период по России цифра была – 2%, то есть у нас даже на 0,4% выше. На общемировом уровне – 4%. В этих подсчетах, конечно, есть определенные условности, но вот в общем так.

В Сибири нас однозначно опережает Новосибирск, Томск, может быть, еще Красноярск. Что касается остальных регионов, то уровень наших компаний, конечно, повыше. Некоторые крупные федеральные ИТ-компании открывают свои представительства по Сибири и Дальнему Востоку в Барнауле, это тоже о чем-то говорит. Например, "Электронные офисные системы", разработчик одной из широко используемых в России систем электронного документооборота "Дело".

- Как повлиял кризис на развитие ИТ в регионе?

- Значительная часть ИТ-компаний работает с госсектором. И не секрет, что сейчас идет сокращение расходов в бюджетах всех уровней. Главная задача – не потерять то, что уже сделано, обеспечить функционирование в полном объеме и, если получится, сделать что-то еще. Поэтому кризис ощутили на себе компании, которые реализовывали проекты для органов власти, а также для крупных корпораций.

Во время деловых встреч, совещаний руководители компаний не жалуются, о каких-то массовых сокращениях я тоже не слышал. Если говорить о компаниях, которые занимаются мобильными приложениями, решениями, связанными со свободным ПО, то здесь все зависит от их инициативы и умения держать удар.

Кризис несомненно сказался на темпах развития сотовой связи в крае. Раньше сотовые компании давали информацию о своих инвестиционных планах на год и, соответственно, их реализации и там были сотни миллионов рублей, то сейчас цифры стали в разы ниже.

Евгений Поздерин.
Анна Зайкова

Wi-Fi есть, сотовой связи нет

- Насколько сегодня для Алтайского края актуальна проблема цифрового неравенства?

- Как вы знаете, в 2015 году началась реализация проекта Минкомсвязи РФ по устранению цифрового неравенства. В 2015 году в крае "Ростелеком" установил опоры с оборудованием Wi-Fi в 23 населенных пунктах, где проживает от 250 до 500 человек. С этим проектом связан ряд вопросов, которые пока не решены. Понятно, что у нас не Индия, и в тридцатиградусный мороз с планшетом не пойдешь к этой опоре. Было бы хорошо, если бы существовала возможность удаленно (включая проводной вариант) подключиться к интернету, раз уж точка доступа в селе есть. Сейчас мы с "Ростелекомом" активно этот вопрос прорабатываем. Здесь главная проблема в стоимости этой услуги для населения и в затратах оператора.

Вторая сложность – это оперативно заплатить за использование Wi-Fi. Ежемесячный тариф невысокий, всего 45 рублей, но внести платеж сейчас можно только в офисе "Ростелекома" в Барнауле или Новоалтайске (для Первомайского района) или через сервис электронных платежей (для него нужен интернет). Ладно, из Рассказихи еще не так далеко ехать, но у нас в крае такие опоры должны установить в 257 деревнях, и многие из них далеко от Барнаула.

В регионе порядка 7-10% населенных пунктов, где формально нет мобильной связи, все они, конечно, небольшие по численности населения. При этом, согласно законодательству, чтобы воспользоваться публичным Wi-Fi, необходима идентификация пользователя по номеру мобильного телефона. Без сотовой связи ее провести невозможно.

Мы с операторами ищем решение этих проблем. Наши коллеги из Забайкалья, у которых ситуация намного сложнее, чем у нас, из-за больших расстояний между населенными пунктами, нашли выход. Операторы устанавливают в селах небольшие базовые станции – фемтосоты. Но даже чтобы их поставить, нужно получить кучу согласований, в первую очередь на федеральном уровне. В Забайкалье это удалось сделать в шести населенных пунктах с большим трудом.

Один оператор выгоднее

- В органах власти края действует система электронного документооборота. Расскажите, на какой стадии сейчас находится ее внедрение и какой от этого эффект?

- В прошлом году мы подключили к системе электронного документооборота каждый муниципалитет. Теперь они могут получить все документы оперативно, через несколько секунд после того, как их загружают в систему. В электронном виде документы не теряются.

Чтобы система работала, очень важно иметь в районах качественный интернет. В конце 2015 года в Быстроистокском районе мы запустили пилотный проект по централизации использования интернета и связи государственными и муниципальными организациями. В райцентре находятся отделения краевых органов власти (соцзащиты, госинспекции, образования) и администрация района. Пока что каждое из них заключает отдельный договор с операторами связи и интернет-провайдерами на услуги связи. В итоге их обслуживают от двух до пяти компаний. Мы хотим сделать для всех единую точку входа. Это упростит обслуживание, позволит повысить эффективность использования каналов связи, сократить затраты бюджетов, и у организаций появится качественный канал связи с гарантированной скоростью передачи данных. Технические проблемы, которые возникали, мы решили. Еще есть проблемы организационного характера, а также финансовые. Приходится иметь дело с бюджетами разного уровня, которые сложно состыковать друг с другом.

Какими конкурентными преимуществами Yota и Tele2 намерены завоевать алтайских потребителей

По предварительным оценкам, экономия за квартал в одном районе может составить порядка 200 тыс. рублей. Представьте, если умножить это на количество всех районов. На реализацию этого проекта оборудование нам безвозмездно предоставили ряд коммерческих компаний. Понятно, что для всех районов они нам предоставить оборудование не смогут. При развитии проекта неизбежно возникнет вопрос о первоначальных капитальных затратах на покупку оборудования и модернизацию локальных сетей передачи данных, но поскольку он имеет очевидную экономическую привлекательность мы надеемся на его реализацию даже в условиях финансового кризиса. Подход в виде совместного использования единой телекоммуникационной инфраструктуры несколькими организациями уже давно применяются в других регионах. Например, в Новосибирской и Омской областях.

Электронный документооборот – это, по сути, тоже пример централизации ресурсов. Сейчас в связи с тем, что у него пока нет юридической значимости, мы все еще вынуждены в ряде случаев делать бумажные документы. Например, копию для архива. Это ведомство еще не работает с документами в электронном виде, для этого нет законодательной базы. Зато мы больше не печатаем документы, чтобы передать их некоторым ведомствам, например, в то же ГУСХ. Бывает, что достаточно только одной бумажной копии, которую я подпишу, она сканируется и рассылается. Чтобы электронный документооборот стал юридически значимым на краевом уровне, должно быть принято соответствующее решение. Сейчас мы пока отрабатываем все вопросы использования электронной подписи в системе.

В прошлом году наше управление получило статус удостоверяющего центра по выдаче электронной подписи. Ее использование – важное условие для придания электронному документообороту юридически значимого статуса. Сейчас эту подпись можно оперативно получить или восстановить любому органу исполнительной власти, органу местного самоуправления, подведомственным им учреждениям. По нашим подсчетам в течение двух лет проект окупится.

- Нужен ли в Алтайском крае Центр обработки данных?

- Это непростой вопрос. Только у некоторых краевых ведомств, (это, в основном, главные управления) есть квалифицированный штат ИТ-специалистов и современное оборудование, которое позволяет не только хранить данные в соответствии со всеми требованиями, но и восстанавливать их в кратчайшие сроки в случае необходимости. В других ведомствах информатизацией иногда занимаются приглашенные специалисты. Получается, что мы имеем много ценной информации, но не всегда есть возможность резервировать и обрабатывать ее в современных информационных системах. Создание ЦОДа позволило бы решить эту проблему. У федеральных органов власти существуют те же проблемы. В 2014 году президент Владимир Путин дал поручение Правительству РФ проработать вопрос создания для них сети ЦОДов. Если у нас в регионе все-таки будет создан ЦОД, то он мог бы встроиться в эту систему.

О чем еще рассказал собеседник

Об ИТ в здравоохранении

- Мы слышим, что в крае создаются информационные системы для здравоохранения, но сиюминутного эффекта от них люди не ощущают. Так происходит потому, что сейчас в этой сфере идет этап накопления информации, освоения новых информационных технологий. По мнению моего коллеги, директора департамента информации и связи Ярославской области Эдуарда Лысенко, который занимается этими вопросами еще с 2008 года, солидарный эффект от внедрения ИТ в здравоохранение должен появиться примерно к 2020 году.

О том, что пока не используем

- У нас в крае пока что не используется дистанционное зондирование земли со спутников и связанные с этим сервисы. Для этого нужно дополнительное оборудование и значительные расходы. Так можно было бы провести межевание. У нас много земельных участков, где владельцы формально есть, но данные о них зафиксированы еще в 1990-х годах, нужны современные измерения. Например, в Краснодаре провели эту работу. И сейчас в случае возникновения пала, они точно могут сказать, на чьем участке начался пожар и оштрафовать виновного. Это дополнительные поступления в бюджет.

Досье

Евгений Поздерин.
Евгений Поздерин.
Анна Зайкова
Евгений Николаевич Поздерин родился 6 октября 1955 года в селе Краснощеково (Краснощековский район). В 1980 году окончил АлтГУ по специальности "Планирование промышленности" с квалификацией "экономист", потом два года служил в армии. С 1982 по 1987 год работал старшим инженером в НИИ "Экос" (Алтайский филиал). С 1987 по 1992 год – был инструктором, а затем главным экономистом в отделе комплексного экономического и социального развития Барнаульского горисполкома. С 1992 по 2004 год – начальник информационно-вычислительного центра администрации Барнаула. С 2004 по 2011 год – начальник отдела информатизации комитета информационной политики администрации Барнаула. С 2011 года был заместителем директора КГБУ "Оператор электронного правительства Алтайского края". В декабре 2013 года назначен начальником управления информационных технологий и связи Алтайского края.
Евгений Поздерин женат, у него двое взрослых детей. В свободное время он любит читать художественную литературу и книги об изобразительном искусстве, фотографировать пейзажи, рыбачить, играть с внуком.

Специальный вопрос

- Насколько, на ваш взгляд, важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

- Безусловно, важно. Для меня, в силу моей работы, проявлять гражданскую позицию – это жить по Конституции РФ, как бы высокопарно это ни звучало. И для меня это в первую очередь не применение прав и свобод, которыми наделен каждый гражданин, а несение обязанностей. Одним из примеров гражданского поступка для меня является служба в рядах вооруженных сил. По Конституции РФ защита Отечества – это долг каждого гражданина. Эту обязанность я в свое время исполнил.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость