Жизнь

Надежда Гладских: "Коровкам же не скажешь "хватит"!

"Принята на завод в тарный цех рабочей второго разряда" – это первая строчка в трудовой книжке Надежды Гладских, начальницы самого большого – сметанно-творожного – цеха гормолзавода "Лакт". Запись сделана в июне 1968 года, за месяц до того, как Надежде исполнилось 15 лет. Тогда в ее обязанности входило мытье молочных бутылок и тары для них.

Надежда Гладских, начальник сметанно-творожного цеха завода "Лакт".
Надежда Гладских, начальник сметанно-творожного цеха завода "Лакт".
Олег Богданов

На прошлой неделе Надежду Васильевну на заводе поздравляли с юбилеем – 55-летием. Сейчас в ее подчинении трудятся больше 60 человек, а сама она автор многих известных покупателям края молочных продуктов. За все время с завода она отлучалась лишь дважды – на учебу в Алтайском механико-технологическом техникуме и в декретный отпуск. По служебной лестнице не взлетала, а уверенно чеканила шаг: мастер, старший мастер, технолог, начальник цеха.

– Я производственник. Все пришло с опытом. Практика – это ведь тоже наука, причем такая – серьезная. Мы трудимся, чтобы люди ели молочные продукты и не боялись.

Сейчас сезон "большого молока". В это время цельномолочную продукцию и питьевое молоко в том количестве, в котором оно поступает на заводы, реализовать невозможно. Мы перерабатываем его в творог, который можно глубоко заморозить и хранить в таком состоянии до полугода.

На переработку у нас ровно сутки. Молоко – продукт, в котором очень быстро повышается кислотность. Не успеешь, пойдет "некондиция". Когда на улице такая температура, это, поверьте, тяжело.

Коровкам же не скажешь: "Хватит!" Они доятся, дают молочко.

Я покупаю готовые молочные продукты. Зачем их делать самой, если все уже сделано? Только обращаю внимание на то, кто производитель. И корову, кстати, тоже доить не умею. Видала во время учебы в Алтайском, как это делается: не так-то просто, нужно уметь подойти!

За те годы, что я работаю, молоко поменялось. Сейчас в нем совсем другое процентное содержания белка – оно заметно уменьшилось. Когда мы перерабатываем его на творог, видим, что те нормы, которые были в нашем производстве 20 лет назад, сейчас неприменимы. Нужно увеличивать расход сырья, потому что из того количества, которое использовали раньше, продукта получается меньше. Наверное, тогда ветслужбы лучше следили за молоком. А сейчас много частников, которые гонятся за количеством, а не за качеством и не за тем, что там в составе. Чем питаются животные, тоже сильно никто не следит, что коровушки найдут, то и поедят. Плюс в жару они очень много пьют, от этого и жирность падает, и молочко сжижается.

Алтайское молоко – оно разное. Предгорья считаются самой подходящей зоной для сыроделия: там и климатические условия подходящие, и корм получше, не то что в степи.

Крестьяне молодцы! В это время при постоянном падении цен на молоко они продолжают работать. И труд этот очень тяжелый. Можно сказать, что они герои нашего времени.

Валентина Горшкова,
начальник производства:

Молочное производство – это же страшное дело! В нем не задерживаются случайные люди. Здесь как на войне: работу не бросишь. Надежда Васильевна – одна из немногих людей, у которых нужно учиться профессионализму, пониманию, что с молоком не может быть халтуры.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость