От новостройки к новоразвалу
Первый пример — дом по адресу пр. Комсомольский, 44.
Дом новый, отстроенный по всем правилам, с благоустроенным двором. Первое время его обслуживала УК «Перспектива» — дочерняя компания застройщика, которую впоследствии продали другому учредителю. Ранее он был директором, а после продажи стал собственником бизнеса.
Топит и топит
Казалось бы — дом по всем параметрам прекрасный: ничего не разваливается, не осыпается песком от времени. Бери и поддерживай красоту. Но, как и у любого здания в эксплуатации, встречаются бытовые неурядицы. И, как заявляют жильцы, их попытки и готовность навести порядок упираются в стену молчания и пустых обещаний.
На первый взгляд дом кажется благополучным: летом здесь ухоженные клумбы с петуниями и подсолнухами, а подъезды всегда чистые. Петунии — лучшие среди всех домов «Перспективы». Правда, занимается ими не УК, а сами жильцы. Вернее, один конкретный жилец. Надежда Бочарова, председатель совета дома, рассказывает, что сажала их сама, а с дворника каждое утро просит фотоотчет, что полил.
И в целом проблемы начинаются с самого основания дома. Картинка благополучия начинает трескаться, когда спускаешься в подвал. Влажность, стойкий запах канализации и плесень на стенах стали привычным фоном.
«Система вентиляции не работает. А нас год уверяли, что работает. Мы все здесь ходим, но звука вентиляции не слышали. Пошли включать — а она обесточена. На бумажках одно, на деле другое», — комментирует Надежда Бочарова.
Одна из самых острых проблем — регулярные затопления. На подземной парковке были регулярные подтеки — заливало целые гаражные боксы. После предписания жилинспекции произошли формальные действия со стороны УК: покрасили -1 этажи и перекрыли воду.
Застройщик «Строительная перспектива» в ответ на жалобу на сырость подчеркнул: УК не обращалась с этим к застройщику, а также надлежащим образом не осуществляла обслуживание инженерных систем, вентиляция должна была работать во избежание выпадения конденсата (есть в распоряжении редакции).
В прошлом году, из-за сорванной ливневки, водой с крыши залило десять этажей вплоть до подвала. Жильцам собственными силами пришлось собирать воду ведрами, а аварийная служба УК прибыла лишь спустя несколько часов.
Огонь и вода
Подтопление — полбеды. Другая сторона медали в том, что если будет риск возгорания, может не спасти ни влага стен, ни огнетушители. Пожарная сигнализация в доме находится на парковке, в особо опасной зоне. На девственно-нетронутых щитах — слой пыли, и сами огнетушители, по словам Надежды Бочаровой, не перезаряжали в срок.
Пожарные рукава, рассказывает председатель совета дома, до сих пор находятся в заводской намотке (прошло девять лет после сдачи) и никогда не разматывались для осмотра, технического обслуживания и просушки.
«Сроки поверки (перезарядки) переносных огнетушителей не соответствуют установленным нормам, — отметила собственник. — На пломбах и бирках огнетушителей отсутствуют актуальные даты последней и планируемой поверки, либо они явно просрочены. Это нарушение требований к содержанию первичных средств пожаротушения».
Соответствующее заявление с просьбой провести проверку председатель совета направила в главное управление МЧС России по Алтайскому краю.
Хочет — приедет, а приедет — плати
Не менее странная ситуация с канализацией. Протечки фиксируются постоянно, причем не только из квартир, но и коммерческих помещений. Сантехники, вызванные для установления причины, часто разводят руками.
Штат мастеров у УК небольшой, а на обслуживании — порядка 50 домов. Поэтому, когда что-то случается, те просто не успевают выезжать на все точки. До некоторых не доезжают даже с опозданием, рассказывает Надежда Бочарова.
Еще одна странность — схема работы сантехников. Они требуют оплаты услуг не через квитанцию, а лично на карту, позиционируя себя как самозанятых, хотя работают в штатном режиме по заявкам диспетчера.
«То есть у нас правило какое — они сделали работы, затем составляется акт, бухгалтерия выставляет платежный документ, и мы это оплачиваем. А сантехник говорит: "Переведите мне лично на карту"», — рассказывает Надежда Бочарова.
А когда специалистов нужно вызвать, в разговоре с диспетчером возникают новые нюансы. Так, вспоминает председатель совета жильцов, диспетчеры отказываются называть свое ФИО, а также не всегда озвучивают номер заявки и ее время. Хотя постановление правительства РФ №354 обязывает их это делать.
Надежда Бочарова уверена, что это нарушает права собственников — ведь по итогу не остается никаких подтверждений тому, что заявка была сделана и специалист должен был приехать. Официальный ответ за подписью директора был лаконичен: «До диспетчеров доведена информация» (есть в распоряжении редакции).
Жильцы уверяют, что столкнулись с игнорированием со стороны УК, в ответ на письменные обращения — «формальные отписки», говорит Надежда Бочарова. Ситуация, уверены жильцы, требует внимания контролирующих органов. Собственники надеются, что их голос будет услышан.
Дом, требующий много внимания
Такая история дома на Комсомольском, 44 — не единичный эпизод. Аналогичные вопросы существуют и в других зданиях, обслуживаемых «Перспективой». Например, многоквартирный дом на ул. Попова, 194. Если строение на Комсомольском — это проблема новостройки, которую не поддерживают, то дом на улице Попова, 194 — это история старого фонда. Сложная, требующая особой заботы и чуткого отношения.
С «прицепом» и надеждой
Попова, 194 — уже с «опытом». Сданный в 1990 году, он к моменту прихода новой управляющей три года назад находился, по словам жильцов, в состоянии крайней запущенности.
Расставшись с несправлявшимся ЖСК, жители с надеждой перешли под управление «Перспективы». Директор компании, по воспоминаниям жильцов, был полон энтузиазма. Лично общался с жителями, записывал жалобы в блокнот. Обещал исправить плачевное положение.
«Он бизнесмен. Он хотел сделать образцово-показательный дом, чтобы соседи любовались, и все дома с округи пришли к нему. Спустя три года мы здесь», — говорит Татьяна Тузовская, жительница 9-го подъезда и бывший член ЖСК.
Деньги есть, ремонта нет
Один из самых печальных моментов — неиспользованные деньги из фонда капремонта. Накопленные жильцами средства — порядка 8 млн рублей. Владельцем спецсчета, с которого производится капремонт, является УК.
Срок проведения региональной программы капитального ремонта — 2026 год. Согласно ЖК РФ, за полгода (то есть в июле) УК обязана предоставить жильцам план работ, их стоимость и подрядчика, а собственники должны провести собрание. Жители дома эту информацию не получили. А фронт работ большой:
«Дом наш развалился, требуется ремонт крыши, замена труб, канализации, электрики. В общем, полетело все, где закончилась гарантия. Она закончилась 20-25 лет назад», — констатирует Татьяна Тузовская.
Если жильцы к началу периода не предоставят результаты голосования и не утвердят план, то потеряют право контролировать использование средств: оно перейдет к региональному фонду капитального ремонта, и ему же будет перечислена вся сумма.
Что видно даже с улицы
Первый год новая управляющая действительно радовала жильцов своей активностью: побелили входы, начали активно благоустраивать. А когда начались реальные трудности, стали возникать заминки.
Яркий пример — история с ливневкой у девятого подъезда. Проблему подтопления, усугубленную благоустройством соседнего двора, не могли решить годами. Дождевая вода, которую раньше впитывала почва, теперь от соседних домов начала бежать по новенькому асфальту, собираясь в перманентную лужу.
Сдвиги начались только после обращений в прокуратуру и к депутату — работали и жильцы, и «Перспектива» тоже подключалась на определенных этапах. Ливневку сделали. Но своих функций конструкция не выполняет: чуть дождь, и лужи стоят.
Однако проблема, которую видно любому прохожему, — не только лужи. Она уже касается не столько УК, сколько исполнителя работ. Вдоль стороны дома по ул. Взлетной — перекопанная земля вместо привычного ухоженного газона и клумб. В сентябре 2024 года здесь меняли трубы, и под удар попала не только трава, но и молодые рябины, которые жители на свои деньги купили и высадили.
В администрации района на жалобу ответили, что рябин там не было. Уже выпал снег 2025 года, а деревья так и не восстановлены.
Отмостка, какая есть
Показательная история разворачивается вокруг отмостки, которую должны были сделать еще в июне 2024 года по программе капремонта. Жители инициировали работы, нашли подрядчика. Общая сметная стоимость составила 3 млн рублей. Была внесена предоплата в размере 800 тыс. рублей.
Качеством жильцы остались неудовлетворены. Подрядчик выполнил работы не в срок, истекший 30 июня прошлого года, и не надлежащего качества.
Жители неоднократно пытались организовать приемку работ, требуя от управляющей компании выполнить функцию заказчика и обеспечить надлежащий контроль. Однако юрист и главный инженер УК, говорят собственники, не участвовали в процессе.
«Проблема вот в чем: объем отмостки состоял из порядка 600 кв. м, а подрядчик сдал на одну треть меньше. И плюс ко всему, она где-то не доделана, где-то шире, где-то уже... Мы пишем обращение в управляющую компанию: сроки подошли, давайте сдавать. Дальше — тишина», — объясняет Татьяна Троценко, еще одна жительница дома.
В результате деньги жителей заморожены, а новая отмостка, которая должна была защитить фундамент, сама стала проблемой.
Ремонты, которые делают… жители
При этом, напомним, деньги у дома есть. Жители целенаправленно собирали средства на ремонт подъездов. Даже повысили тариф — примерно на 4 рубля. Совет дома нашел подрядчика, который согласился делать ремонт ниже рыночной цены, но УК, по рассказам жителей, затягивает оплату и организацию процессов. В итоге ремонт подъездов, который должен был быть завершен, до сих пор не сдан.
Та же история с заменой старых батарей, которые не менялись с момента сдачи дома. Сантехник до последнего отказывался ставить новые. В итоге в части подъездов замену произвели мастер и главный инженер УК — и сделали это хорошо. Хотя они дошли не до всех: в остальной части подъездов стоят древние «гармошки».
Жители активно берут инициативу в свои руки: сами красят стены в подъездах, чтобы сохранить сделанный ремонт, и сами организуют сбор голосов по жизненно важным вопросам, от замены лифта до тех же батарей.
Мусор копится
Вывоз крупногабаритного мусора, который должен производиться раз в 10 дней, на деле осуществляется реже. Старое кресло или коробка могут лежать у подъезда неделями.
Мусорокамеры, несмотря на обещания, не моются, распространяя устойчивый запах из мусоропровода — явно ненадлежащее содержание общедомового имущества. Собственники вызывали лабораторию Роспотребнадзора, которая подтвердила превышение уровня содержания аммиака.
Юридические моменты
В доме также столкнулись с отсутствием офиса УК для приема жителей.
«Обещал присутствовать. Либо сам, либо юрист — раз в неделю. Все это слышали. Потом они быстренько съехали. Теперь бывает только бухгалтер-паспортист, и то достаточно редко», — рассказывает Татьяна Троценко.
Еще одно интересное открытие ждало жителей дома на Попова, 194 уже после подписания договора с УК «Перспектива». На встречах гендиректор заверял, что весь тариф будет прозрачно разбит по статьям расходов, и деньги будут тратиться строго по назначению. Инициативной группе даже демонстрировали такую детализированную схему.
Однако в самом договоре управления, который и лег в основу взаимоотношений, вместо четкого перечня работ и услуг с указанием их стоимости жители увидели лишь общую цифру тарифа — 15,15 рублей.
Данное положение нарушает Жилищный кодекс РФ (Статья 162), где закреплено, что перечень работ и услуг, их стоимость и периодичность являются существенными условиями договора управления. Отсутствие этих данных лишает собственников возможности контролировать, на что именно уходят их ежемесячные платежи.
Анализ публичных договоров компании в системе ГИС ЖКХ выявил такой же подход, например, в договоре для дома на Островского, 41Б, который тоже находится под ведением УК «Перспектива». В соответствующем разделе есть ссылка на «Приложение №4», где якобы содержится вся информация о статьях расходов с тарифа, но самого приложения в опубликованном документе нет — только тариф. Более того, опубликованный документ — без подписей.
Жители дома на Попова, 194, — не пассивные наблюдатели. Они готовы работать, голосовать и вкладывать силы в свой дом. Но не в их силах сделать все.
Это не единственные дома, которые решились поговорить с altapress.ru. Скоро мы опубликуем еще несколько историй, следите за новостями.
Что говорят в УК
В ответ на обращение altapress.ru в управляющей компании дали ответ:
УК предоставила всем обратившимся собственникам развернутые ответы. Если собственники не согласны с ответами, они в праве обратиться в надзорные органы для рассмотрений их обращений и доводов в рамках компетенций надзорных ведомств.