Итак: принести распечатку с информацией о воевавших прадедах на "стену памяти" в школе и поделку на выставку, рисунок на районную выставку, фотографию (ламинированную формата А4) на конкурс, написать письмо ветерану, еще можно сочинить стихотворение. И да, еще сообщить учителю, пойдет ли семья на "Бессмертный полк". Это перечень основных мероприятий, приуроченных к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в которых бы желательно принять участие детям в нашей школе. Нет, я не против. Я даже рада, что детей приучают помнить. Меня смущают только форматы. Мы 20–30 лет назад делали в школах ровно то же самое (за исключением, пожалуй, ламинирования). Но дети-то с тех пор, простите за штамп, стали совсем другие.
Если цель — действительно заинтересовать ребят, то нельзя ли придумать какие-то игры с использованием гаджетов? Или организовать какой-нибудь конкурс в соцсетях? Или устроить неожиданный флешмоб, уже оффлайновый — трогательный, но не пафосный? Я не исключаю, что где-то делают что-то похожее. Но не у нас.
С вовлеченностью детей в эту тему, личной сопричастностью, по-моему, тоже туговато. Наше поколение еще успело пожить с участниками войны бок о бок — не только на 9 Мая. Мы регулярно в обычной жизни общались с нашими дедушками и бабушками. К сожалению, ветеранов осталось слишком мало, у современных детей нет такой возможности. В их восприятии Великая Отечественная война — предание старины глубокой. Неожиданным способом "приблизить" ребенка в нашем случае оказалось участие в акции "Бессмертный полк" — в самой первой, в 2013 году. Начали искать информацию о дедах и на сайте "Подвиг народа" нашли наградные документы на них. Чернилами на пожелтевшей бумаге были подробно описаны подвиги, за которые получены награды. Это просто машина времени! Ты читаешь и понимаешь,что вот эта история — о том, как благодаря человеку, снявшему несколько десятков мин под обстрелом, воинское подразделение смогло занять нужную позицию и удержать ее, — она о твоем деде, который потрясающе вязал носки, чинил телевизоры и дожил до четырех правнуков после тяжелейшей контузии. Мы сидели семьей и пересказывали друг другу эти истории — ожившие и "зацепившие". Возможно, поэтому и сам "Бессмертный полк", прошедший по проспекту Ленина на День Победы, казался живым.
Я все это к тому, что если мы действительно хотим, чтобы в наших детях сохранилась память о той войне и о цене победы, их нужно заинтересовать. Чтобы они всегда помнили, что война — это не только подвиги и слава, но всегда бесчеловечность, смерть и боль, что воевали наши предки ради мира. Чтобы дети делали правильные выводы. Это тоже урок, правда, не школьный.
Самое важное - в нашем Telegram-канале