Жизнь

Новосибирские ученые обнародовали результаты томографии мумии, найденной на плато Укок

5 августа сотрудники Международного томографического центра Сибирского отделения Российской академии наук обнародовали результаты исследования мумии женщины, обнаруженной новосибирскими археологами на плато Укок в Республике Алтай в 1993 году.

Андрей Летягин,
доктор медицинских наук, профессор:

Исследование проводились 27 июня на магнитно-резонансном томографе Philips. Мумия была полностью закрыта непрозрачной пленкой, под которой находились специальные вещества – антисептики и увлажнитель для сохранения водного баланса. Было снято все тело мумии, и сейчас эти изображения обрабатываются. Внутренних органов не обнаружено – когда современники готовили тело к погребению, то органы удалили, а грудную клетку и брюшную полость заполнили неким матриксом. Что в него входит – это уже вопрос к химикам и археологам. Хорошо виден позвоночный столб – можно понять, что позвонки имели определенные проблемы возрастного характера. По оценке археологов, возраст женщины был в пределах 30-40 лет, а для тех времен это уже достаточно преклонные годы. Мы можем сказать, что у нее были изменения позвоночника, по всей видимости, возрастные или травматические. То же самое касается суставов конечностей. Также есть сильная деформация шейного отдела, но, согласно исследованиям археологов, это связано, скорее, с подготовкой тела к мумификации. Грубо говоря, ей расчленили позвоночник в области шеи, на наших снимках это хорошо видно.

Что касается головы, то она тоже была подготовлена к погребению – мозг убран, череп пуст – и сигнал от него слабый.

Как сообщает информационный центр Сибирского отделения РАН, дальше ученые проведут кропотливое исследование, которое будет не интересно широкой публике.