Кто не пройдет свидание
Исследование провели книжный сервис «Строки» и дейтинг-приложение Twinby при поддержке аналитиков «МТС Медиа».
Итоги таковы: женская аудитория безоговорочно отвергла тех, чье поведение в сегодняшних реалиях выглядит недостаточно доверительным. А точнее:
- противоречивого Родиона Раскольникова (22%),
- циничного Евгения Онегина (19%),
- апатичного Илью Обломова (19%).
Мужчины, в свою очередь, чаще всего исключали из списка невест:
- импульсивную Анну Каренину (18%),
- независимую Маргариту (11%)
- сочувствующую Соню Мармеладову (11%).
Любопытно, что среди молодежи 18-24 лет в немилость попали классические «лишние люди» и жертвы обстоятельств: Обломов и Онегин (по 25%), Тихон Кабанов (22%) и Печорин (21%). Их главные грехи в глазах современного поколения – инфантильность, пассивность и неспособность к открытому диалогу.
Идеал или опасность
Картина «идеального» партнера оказалась более предсказуемой.
Женщины видят идеал:
- в сострадательном Пьере Безухове (22%),
- честном Петре Гриневе (16%),
- порядочном Андрее Болконском (14%).
Мужчины же отдали предпочтение:
- уверенной Маргарите (17%),
- эмоциональной Наташе Ростовой (16%),
- искренней Татьяне Лариной (14%).
Мы видим, что Маргарита попала в оба списка одновременно. Эксперты объясняют этот парадокс классическим «комплексом Мадонны-блудницы»: мужское сознание разделяет образ на две ипостаси. Сила, свобода и чувственность героини вызывают восхищение, но ту же самую силу воспринимают и как угрозу, которую стоит опасаться в долгих отношениях.
Поведение важнее персонажа
Главный вывод исследования в том, что для респондентов важнее не конкретный герой, а типаж, который он воплощает. В топ самых раздражающих моделей поведения вошли:
-
Мужчины-манипуляторы и нарциссы (38% женщин, 25% мужчин).
-
Корыстные женщины (28% женщин, 22% мужчин).
-
Опасные и деструктивные личности (26% женщин, 20% мужчин).
Как отмечает кандидат культурологии Алтайского государственного университета Елена Балакина, такие опросы «выбрать вашего персонажа» – это элегантная и завуалированная форма психологического теста.
«Через, казалось бы, игровой выбор человек невольно демонстрирует свою систему ценностей, – объясняет эксперт. – Например, предпочтение «надежного» Андрея Болконского может говорить о поиске стабильности, а не просто о симпатии к персонажу».
С кем себя ассоциировать
Любопытно и то, с кем из героев сегодняшняя аудитория себя отождествляет. Среди женщин безоговорочно лидирует Маргарита (19%), оставив далеко позади «идеальную» Татьяну Ларину (8%). У мужчин же картина размыта – явного фаворита для подражания не нашлось. При этом значительная часть опрошенных (41% женщин и 37% мужчин) заявили, что не видят своего отражения ни в одном классическом персонаже.
«Для поколения 20-30 лет романтика – это уже не страдание, а осознанный выбор, – комментирует главный психолог сервиса Twinby Лариса Каравайцева. – Сегодня люди ищут не «идеальную любовь», построенную на жертвах и драме, а честность и эмоциональную зрелость. Именно поэтому отторжение вызывают холодность, игры и эгоцентризм – те самые черты, что в произведениях прошлого нередко подавались как привлекательные и романтичные».
Елена Балакина отмечает нецелесообразность прямого переноса художественного образа в реальность, ведь герой – продукт авторского замысла, а не готовый рецепт для жизни.
Игра в ценности
По мнению культуролога, у таких опросов есть несколько причин. Во-первых, это щадящий способ затронуть интимные темы: «Спросить прямо о жизненных приоритетах сложно, а в игровой форме – легко».
Во-вторых, часть людей потребляет искусство поверхностно. Тем самым для анкетирования проще использовать узнаваемые архетипы. Большинство респондентов привлекает простота, где вместо развернутых ответов дают для выбора готовые устоявшиеся шаблоны героев.
Однобокость чтения подтверждает то, что Соню Мармеладову посчитали «неудачной» партией, хотя из ее «страшных» прегрешений можно вспомнить, что она пошла по «желтому» билету. Но читатели забывают, почему она это сделала.
При этом добавление Наташи Ростовой в список «хороших невест» обосновывает поверхностное прочтение. Все вспоминают финал с «сильной, плодовитой самкой», не вспоминая, что она сначала металась, бросив великодушного Болконского ради безнравственного Курагина.
Культуролог утверждает, что такие анкетирования неудачны – они не помогают, а мешают самоопределению.
«Не бывает идеальных персонажей, как не бывает идеальных людей. Нас может привлекать отдельная черта, но цельный образ всегда противоречив. Ориентируясь на упрощенный шаблон, мы лишь обманываем себя и упускаем из виду главный критерий выбора партнера в реальной жизни – глубокую личную привязанность и уверенность, что человек не оставит тебя в беде, что куда важнее любых сиюминутных практических расчетов», – говорит Елена Балакина.