Жизнь

Опубликованы мемуары Виктора Черномырдина

Вышли в свет мемуары Виктора Черномырдина. Экс-премьер посвятил книгу воспоминаний своей супруге, которую пережил не так уж надолго. "Российская газета" публикует воспоминания директора издательства "Художественная литература" Георгия Пряхина о последней встрече с Виктором Степановичем.

Георгий Пряхин,
директор издательства "Художественная литература":

<...>В рукописи книги, с которой я приехал к нему, есть такой эпизод. Черномырдин мчится по ночной Оренбургской степи к своему только что отстроенному газоперерабатывающему заводу, а над заводом вздымается зловещее зарево. Взрыв. Пожар.

Представляете, как тогда этот новоиспеченный, едва ли не тридцатилетний, толком пока не "обстрелянный" директор - еще и при отсутствии мобильных телефонов - должен был вглядываться в этот огненный смерч на дальнем горизонте.

А ведь смерч начала девяностых был еще страшнее и всеобъемлющее.

...В его книге есть несколько фотографий, где Ч. В. С. идет в одной шеренге с Алексеем Николаевичем Косыгиным и что-то на ходу поясняет ему. Карточки сделаны на этом же заводе, с которого, по существу, начиналась отечественная газопереработка, и у Черномырдина в руке неизменный противогаз. Косыгин - он в драповом пальто и в знаменитой своей каракулевой шапке - разумеется, без противогаза. А вот Черномырдин, одетый в совершенно непротокольную осеннюю куртенку, неизменно с ним. И противогаз этот, совершенно очевидно, если не приведи Господь, что случится, не для того, чтобы спасаться, а для того, чтобы - спасать.

Что тоже может быть метафорой: он так и останется в памяти страны как спасатель из девяностых.

Или политический сталкер.

Кстати, на этих снимках практически юный еще Черномырдин выглядит гораздо старше своих лет. Напряжение, в том числе и напряжение ответственности, одновременно и прибавляет годы, и, увы, укорачивает их...

Я приехал, чтобы согласовать редакторские правки. Он принимал их спокойно.

<...> Ч. В. С. решил проводить меня до улицы. Мы осторожно спускались по ступенькам в холл, и я чуть приобнял его:

- Не стоит на улицу, Виктор Степанович...

Он ответил мне, как будто разговаривал сам с собой:

- Мне сегодня откачивали жидкость из лёгких...

И недоговорил, но я и так все понял - не первый год замужем.

Мы потихоньку обнялись в холле и в холле же простились. Как выяснилось, навсегда. 3 ноября Ч. В. С. не стало.

И пил солдат из медной кружки вино с печалью пополам.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость