Внутренний барьер
В ИК-6 обстановка почти как в пионерском лагере. Завтрак, построение, занятия в кружках — в общем, жизнь равномерно течет по строгому расписанию.
Здесь отбывают наказание женщины, и каждой внутри высоких стен позволено быть «девочкой»: макияж и прически тут не редкость. Единственное, форма у всех одна и та же.
Тюремный уклад въедается в тело, чувствуется в воздухе. И к нему за годы пребывания в заключении привыкают. И после освобождения даже с ног до головы раскаявшемуся человеку зачастую оказывается некуда идти.
Не у всех получается жить на свободе. Через месяц-два оказываются снова в колонии. Как на каникулы сходили.
Алик Гельфенбайн, председатель правления Алтайской региональной общественной организации адаптации бывших осужденных «Рубикон», рассказал, что освобожденные, конечно, сталкиваются с трудностями после выхода на волю. Один из барьеров — психологический:
Вышедшему на волю человеку кажется, будто на нем стоит клеймо, которое все замечают. Даже при прохождении каких-то стандартных официальных процедур ему может показаться, что ему намеренно создают препятствия.
Дорожки на воле
Дороги в нормальную жизнь из тюрьмы есть. И сейчас государство их с удовольствием подсвечивает. В Алтайском крае уже есть ряд лояльных работодателей, которые даже обучают будущих сотрудников еще до освобождения. В частности, эта система работает в промышленном секторе.
Еще один путь, предлагаемый сейчас для адаптации в обществе, — открыть свое дело и работать на себя. Стать бизнесменом очень просто. И для готовящихся к освобождению стали проводить специальные курсы.
Одна из осужденных, молодая девушка Милана, рассказывает, что эти занятия помогли понять, что ей есть куда направить свои положительные качества. Каждого здесь в той или иной степени мучает неопределенность, но теперь путь виден более ясно:
Это для нас очень важно и нужно. Мы открыли что-то новое и вдохновились. Появился какой-то смысл, — признается девушка. — Нам всем тут интересно, никто не стесняется, мы обсуждаем вопросы в форме диалога. Можно сказать, что теперь у меня другие приоритеты. По освобождении хотелось бы открыть свое строительное предприятие, иметь свою бригаду.
Милана отбывает наказание за незаконный сбыт наркотических средств. Много продать не успела, всего за месяц попала под статью. Теперь уже уверенно заявляет: так делать нельзя.
В колонии девушка занимается в театре, ходит в спортивные секции, делает внутреннюю газету. В декабре будет год, как она в ИК-6, а до этого 1,5 года пробыла в колонии в Томской области. До освобождения Милане еще год, и она надеется, что уже скоро сможет все начать на свободе с чистого листа и воплотить свою мечту.
Еще одна осужденная, Александра, согласилась: такие события здесь нужны. Для нее эти знания действительно могут стать возможностью что-то изменить.
Я в заключении уже давно, больше восьми лет, и через год выходить. Конечно, есть переживания по поводу того, как быть после освобождения, но я готова к трудностям, — поделилась девушка. — Сама выросла в детском доме, училась на проводницу поезда, но не доучилась — осудили в 18 лет. Но мне, если честно, всегда нравилось танцевать, еще с детства. В будущем, когда накоплю денег, хотела бы пройти курсы и открыть свою танцевальную студию.
Александра осуждена по ч. 1 ст. 105 (убийство). Признается в тяжком преступлении с глубоким вздохом и опустив глаза, говорить об этом ей трудно. За 8,5 лет срока она многое обдумала и поняла, что хочет двигаться дальше как полноценный член общества.
У сироты в планах после освобождения для начала пожить у дальней родни в Нижнем Новгороде, получить образование и постепенно встать на ноги. От своей мечты открыть студию танцев она отказываться не хочет.
Как на парах
Нам позволили заглянуть на тренинг. Бизнес-тренер и предприниматель Денис Матис рассказывает так интересно, что на время забываешь, где находишься.
Мы застали момент, где тренер объяснял этапы открытия бизнеса на конкретных примерах: таксопарк, швейное производство, кафе. И главное — показывал такие схемы, где требуются либо минимальные вложения, либо вовсе не требуются. Но есть и варианты, где можно получить средства на развитие бизнеса, от займов до грантов.
Девушки слушают внимательно и участвуют в процессе — вместе со спикером составляют план, подсказывают, шутят и даже вступают в дискуссии. Есть здесь и свои «отличницы», и свои тихони на задних рядах — все как на обычных занятиях.
Этот проект организован центром «Мой бизнес» по нацпроекту «Развитие малого и среднего предпринимательства». Он создан специально для того, чтобы у девушек было несколько путей альтернативного будущего, чтобы исключить рецидив и возвращение в колонию, — объясняет Денис Матис. — Бизнесу надо подготовить к тому, что он будет принимать бывших заключенных. Мы работаем в том числе для того, чтобы помочь показать обществу, что бывший осужденный — это человек, который оступился, но изменился.
Предприниматель акцентирует внимание на «дикой» нехватке кадров и напоминает, что бизнесу пригодится любая рабочая сила. Такие тренинги проводят не впервые, и более ранний опыт уже принес свои плоды. Денис Матис и Алик Гельфенбайн рассказали о случаях, когда люди действительно начали свое дело. Например, успеха достигли бывшие осужденные из ИК-5 и ИК-3 — они стали предпринимателями в сферах ремонта и торговли.
Самое важное - в нашем Telegram-канале