Начало
Дарья Банникова – мастер по изготовлению изделий из эпоксидной смолы. Она начала свой творческий путь четыре года назад с изготовления небольших часов и тарелок.
Из-за вредных паров, выделяемых смолой и категорически запрещенных к вдыханию, мастерица приостановила свою работу перед декретом. Спустя год она возобновила ремесло, начав работу над более крупными проектами, в частности, над столами.
Особые заказы
Помимо столов, часов и тарелок, Дарья Банникова изготавливает сервировку для стола: подставки, подносы и разделочные доски. Она также готова воплотить в жизнь любые пожелания заказчиков.
«Однажды мне поступил необычный заказ от девушки. Она попросила меня создать планшет с эпоксидной смолой, в который будет встроена миниатюрная копия машины ее молодого человека. Я никогда не делала ничего подобного, но согласилась на эту работу», – говорит мастерица.
Секреты выбора
Дарья Банникова подбирает эпоксидную смолу в зависимости от задачи. Для тонкой заливки мелкой посуды она предпочитает смолу средней вязкости. Для изготовления столешниц, где важна прочность и устойчивость к царапинам, использует более густую, которая застывает дольше.
Кроме того, мастерица самостоятельно декорирует изделия, создавая узоры с помощью специальной, более вязкой смолы для рисования. Она имеет ограниченное время жизни – всего полчаса в жидком состоянии, после чего быстро застывает и становится непригодной для дальнейшей работы.
Между стеклом и пластиком
Процесс отвердения смолы занимает разное время: мелкие детали застывают за двое суток, а столам нужна минимум неделя, после чего их шлифуют и полируют.
Прочность готовых изделий из смолы превосходит стекло, делая их устойчивыми к механическим повреждениям.
«Я видела видео, где женщина проводила эксперимент с небольшим столиком. Она хотела разбить его на мелкие осколки для создания эффекта льда. Стол били молотком и топором и роняли на пол, но он оставался целым. Разбить его удалось лишь после очень долгих попыток», – говорит Дарья Банникова.
Не на каждый день
Тонкослойные изделия предназначены скорее для особых случаев, чем для ежедневного использования. Их поверхность уязвима для царапин: «При интенсивном натирании тарелки тряпкой, наличие твердых частиц может легко привести к появлению на ней нежелательных следов».
Толстослойная смола, применяемая для столешниц, превосходит тонкослойную по прочности. Полировка значительно повышает ее устойчивость к царапинам. Хотя намеренное воздействие острыми предметами, вроде ножа или вилки, все же оставит следы. Со временем она приобретает царапины, но это происходит постепенно.
Игра с цветом
Дарья Банникова искусно применяет разнообразные пигменты и красители для создания декоративного эффекта. При работе со столешницами она уделяет особое внимание сохранению прозрачности.
Тем не менее, для придания едва заметных зеленоватых или коричневатых оттенков, она добавляет несколько капель специализированного красителя для смол. Такой подход гарантирует желаемый эффект, не нарушая первоначальной прозрачности материала. В то же время для создания более выразительных и насыщенных цветов в подставках и часах, она использует больше капель.
Красители обладают высокой стойкостью и не выцветают со временем. Однако длительное воздействие прямых солнечных лучей может привести к потере цвета.
Природа в смоле
Для декораций мастерица использует цветы – те, которые хорошо поддаются сушке и сохраняют внешний вид и цвет.
Например, она не использует ромашки из-за хрупкости лепестков, они сильно затрудняют работу. Для смоляных изделий предпочтительны объемные цветы, такие как пионы. Дарья Банникова сушит их в силикагеле, чтобы сохранить естественный вид и цвет. Однако, из-за своей пышности, пионы подходят только для столешниц.
Более тонкие цветы, например, хризантемы, маленькие розы и мелкоцветные кустовые растения, идеально подходят для посуды. Они полностью погружаются в смолу и не выступают.
Залить можно абсолютно все. Мастерица уже изготавливала тарелку с песком и ракушками с моря, а также планирует использовать маленькие машинки своего сына для создания уникальных часов или столика.
Арсенал мастера
При работе над тонкими изделиями Дарья Банникова использует горелки для устранения пузырьков и фен для придания им красивого воздушного эффекта. Создание крупных изделий, например, столов, требует наличия разнообразных столярных инструментов, а именно: ленточной, эксцентриковой и полировальной шлифовальных машинок. Шлифовальные круги с разными абразивами и полировальные пасты тоже необходимы.
Для удаления пузырьков воздуха из смолы также нужен вакуумный дегазатор. По словам мастерицы, по-другому их удалить сложно. Можно огнем, но таким способом их нельзя убрать полностью.
«В автомобильных мастерских используют почти те же самые инструменты. И вот почти весь ассортимент есть у меня», – добавила Дарья Банникова.
Безопасность прежде всего
При работе с эпоксидной смолой Дарья Банникова всегда надевает респиратор с наивысшим уровнем защиты, который закрывает дыхательные и зрительные органы. Очень важно носить одежду с длинными рукавами, чтобы защищать кожу от попадания смолы.
«В самом начале пути я испачкала руки смолой, несмотря на то, что была в перчатках. Кожу удалось отмыть спиртом, но на утро у меня вылезла сыпь до локтей. После таблеток от аллергии все прошло, но теперь я всегда работаю в одежде с длинными рукавами», – говорит Дарья Банникова.
Технология создания
Процесс заливки для изделий разного размера кардинально отличается. Для создания тарелок мастерица сначала готовит смолу с красителем и заливает форму тонким слоем. Затем она распределяет цветы по поверхности и перед нанесением следующего слоя дает предыдущему затвердеть, чтобы цветы не всплыли.
После полного высыхания изделие вынимает из формы. Затем обратную сторону обрабатывает шлифовальной машинкой, удаляя выступающие элементы цветов с помощью грубого абразива, и завершает работу нанесением финишного тонкого слоя. На производство небольших изделий уходит три дня.
Многослойный процесс
Столы Дарья Банникова делает иначе и на это у нее уходит около полутора месяцев. Для изготовления небольших столешниц она использует круглые и квадратные формы разных диаметров. Но в случае поступления больших заказов, она заранее делает опалубку – ставит форму на основание и герметизирует ее по диаметру. Герметик затвердевает за один день и не позволяет жидкости вытечь.
Работу с деревом и эпоксидной смолой мастерица начинает с подготовки древесины. Затем размещает дерево в опалубке и заливает его первым слоем смолы, который предназначен для последующей обработки. После этого она аккуратно выкладывает цветы, заливая их тонким слоем смолы, и дает слою затвердеть.
Этот многослойный процесс повторяется, причем каждый слой обязательно дегазируется для удаления пузырьков. В финале Дарья Банникова извлекает готовое изделие из формы, тщательно шлифует и полирует его, чтобы придать блеск, и устанавливает на подстолье.
Зимой мастерица создала первую столешницу, используя технику заливки финишем без шлифовки. Этот метод отлично подходит для начинающих, не имеющих специального оборудования. Следующий стол она засмолила уже ближе к весне и использовала для него все нужные инструменты.
В благоприятную погоду Дарья Банникова шлифует и полирует во дворе. Даже с пылесосом, который работает на полную мощность, вокруг нее неизбежно поднимаются облака пыли. Смолянист еще не определилась, как будет продолжать дело предстоящей зимой, но уже обдумывает возможные варианты.
Радость при завершении
В ходе заливки Дарья Банникова лишена возможности наблюдать за лицевой стороной, что делает каждый новый результат непредсказуемым.
«Я нередко приподнимаю застывшую смолу, чтобы оценить, как все вышло. И когда вижу результат, меня поражает его красота, – поделилась мастерица. – Мне настолько по душе это занятие, что я готова заниматься им даже бесплатно».