Опасное вождение — это официальное понятие, закрепленное в правилах дорожного движения. Под ним подразумевают «сознательное» поведение водителя на дороге, которое создает риск ДТП, а также возможности причинения физического или эмоционального вреда другим участникам дорожного движения.
Конкретные критерии опасного вождения такие:
- езда на слишком близком боковом расстоянии от другой машины, «подрезывание»;
- слишком маленькая дистанция до впереди движущегося авто;
- перестраивание в другой ряд с созданием препятствий для движения;
- безосновательное резкое торможение;
- движение в напряженном потоке с перестройкой на занятые полосы или перестроение сразу через две полосы;
- препятствование обгону.
Если одно из вышеперечисленных действий совершено неоднократно или два из них произошли друг за другом, либо если нарушение могло повлечь аварию, угрожает сохранности здоровья и жизни пешеходов, других водителей и пассажиров — это посчитают агрессивной ездой.
Чаще всего причинами подобного вождения становится желание проучить других участников дорожного движения или просто выплеснуть негатив. Однако демонстрация лихой езды может закончиться не только аварией, но и смертельным ДТП. Причем жертвой может стать и зачинщик, и невинные люди.
В ПДД нет числового выражения для безопасного расстояния до машины сбоку или для допустимого временного промежутка между двумя опасными маневрами. В правилах также не прописано, что стоит воспринимать как «интенсивный поток», а еще нет перечня критериев ситуаций, близких к ДТП.
Поэтому все тонкости расценивания агрессивной езды учитываются инспектором. Вердикт также выносится на основе его оценки.
Если инспектор посчитал, что водитель управляет автомобилем, создавая потенциально опасное положение на трассе, то он вправе остановить машину и составить протокол. Например, за невыполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения (часть 3 статьи 12.14 Кодекса об административных правонарушениях), или невыполнение требований ПДД подать сигнал перед перестроением (часть 1 статьи 12.14 КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 размер.
Протокол, в свою очередь, — это основание для возбуждения административного дела. Водитель может лишь настоять на внесении в запись своих объяснений причин создания ситуации.
Данные видеофиксации не могут принимать в качестве доказательств в подобных делах, поскольку по камерам сложно распознать агрессивность движения автомобиля и зафиксировать все признаки создания обстановки, близкой к ДТП. Ключевой фактор здесь — человеческий.
Некоторые водители ошибочно думают, что если ДТП не случилось, то они ни в чем невиновны. Однако даже если автомобиль не попал в аварию сам, опасные маневры могли спровоцировать ее для других водителей. И это не укрывается от сотрудника госавтоинспекции.
Летом 2023 года в Госдуме предложили ввести наказание на агрессивное вождение. По мнению авторов инициативы, опасная езда и безразличное отношение водителей к остальным участникам дорожного движения — причина 80% всех аварий.
Штрафовать водителей, пойманных за опасной ездой, предлагают на сумму до 5 тыс. рублей. А за повторное нарушение — до 10 тыс. рублей или лишение прав до одного года.
В этом случае фото- или видеофиксация поможет в доказательстве вины злостного нарушителя и привлечения его к ответственности.
Самое важное - в нашем Telegram-канале