Жизнь

Почему многие из нас выбирают себе новую национальность - сибиряки?

Акция "Мы – сибиряки" была придумана красноярцем Александром Коноваловым:  "Назвать себя сибиряком во время переписи может каждый, кто живет или жил в Сибири, кого она сформировала как личность. Если мы добьемся признания статуса „сибиряк”, то Москва, возможно, перестанет воспринимать Сибирь исключительно как сырьевой источник". Идея неожиданно понравилась многим: по итогам переписи в России может появиться новая нация – сибиряк, сообщил на днях глава Росстата Александр Суринов. Почему некоторые из нас больше не хотят называться русскими, а хотят называться сибиряками? Мы обсуждаем этот вопрос на нашем очередном "Дискуссионном клубе".

По итогам переписи в России может появиться новая нация - сибиряки.
По итогам переписи в России может появиться новая нация - сибиряки.
Михаил Хаустов

Дмитрий Ревякин,
"Сибирский марш" (1988):

Шпоры впились в бока, слышны крики: "В галоп!"
Закусив удила, под бичи ставим лоб.
Горб растет с каждым днем, на лице след ярма.
Разглядел бы надежду в глазах легендарный Ермак?
Роль довеска калечит хуже всяких цепей.
Ересь треплет мозги от Оби до Аргунских степей.
Мы пытаемся встать, не мешайте нам встать.
Вы сосали из нас столько лет, пришло время отдать.

Как вы себя называете?

Экономику России на новый уровень выведут природные ресурсы Сибири, Урала и Дальнего Востока – 46
Ориентация на добычу и экспорт сырья не сможет изменить нашу жизнь в лучшую сторону – 36
Затрудняюсь ответить – 18

По данным ВЦИОМ. Инициативный всероссийский опрос проведен 7–8 марта 2009 г. Опрошено 1 600 человек.

Обитаемый остров

Сергей Мансков,
кандидат филологических наук, преподаватель АлтГПА:

Местнические областные интересы были и у Ядринцева, и у Колчака; и один из губернаторов ельцинской эпохи, по-моему, Россель, выступал с идеей отделиться от России по Уралу и жить спокойно, потому что у нас все есть.

Исторические процессы как маятник. То все бегут от центра на комсомольские стройки, то тянутся к центру, как во время сталинского переселения в города. Маятник качается снова - все едут из центра осваивать целину и это считается очень престижным. Сегодня мы переживаем период, когда очевидно тяготение к центру. Большая часть России относится к Москве не с большой любовью, но я вот открыл для себя, что раньше москвичом был каждый десятый россиянин, а теперь каждый девятый. Скоро их станет еще больше.  И Сибирь в этой ситуации выступает каким-то островом, особенным местом. Еще 30-40 лет назад можно было легко говорить о том, что в Сибири сильнее нравственное начало, и нет такой власти чистогана, как в Москве. Наверное, отчасти это сохранилось - мы не испытываем бесконечного искушения рублем. Моя зарплата университетского преподавателя - 12 тысяч рублей, даже если я защищу докторскую, мне не будут платить больше 20 тысяч, но для нас это не главное. Кроме того, я уверен, что на характер сибиряков во многом действуют климатические условия: мы все время боремся с погодой, а так как бороться проще в коллективе, мы все-таки ближе к родовому укладу. Алтай вообще едва ли не единственный регион в России, где городского и сельского населения примерно пятьдесят на пятьдесят, поэтому уклад ХVIII-XIX века где-то внутри нас еще жив, а следовательно и ценности аграрного уклада, которыми всегда славилась Российская империя.

С тех пор, как Ядринцев написал книжку "Сибирь как колония", в принципе, почти ничего не поменялось. Из колонии забирают самое ценное, пишет Ядринцев, а взамен отдают суррогаты, "блестяшки". То же самое происходит сегодня. Вот, кстати, интересно было – когда "нефтянкой" командовал Ходорковский, люди, которые работали на буровых станциях в Томской области, жили в комфортных условиях – в вагончиках были телевизоры, холодная и горячая вода – все по последнему слову техники. Рабочая одежда шилась в серьезных западных фирмах и держала морозы более минус 50 градусов. Буровики не ощущали себя жителями колонии.  Как только Ходорковского посадили, все эти вагончики продали и растащили по дачам чиновников, одежду с символикой изъяли, а люди стали уезжать из северных городов в региональные столицы. То есть, Ходорковский осваивал Сибирь не колониальным путем – он активно вкладывался в провинциальный регион, а сейчас у нас отношения с Москвой получаются исключительно колониальные.

Второе, о чем пишет Ядринцев: в колонии, как правило, нет культурных героев, потому что – а) им негде учиться, б) достигнув определенного уровня, они уезжают в центр. Классический вариант: в нашем крае очень многие, достигнув высокого уровня профессионализма, собирают вещи и уезжают за длинным рублем и возможностью реализации. Третье, о чем говорил Ядринцев – колонию всегда  заселяют насильно. Это, наверное, устарело, каторжных-переселенцев у нас особо нет. Но в XIX веке это было так. Вот.

Речь не о сепаратизме

Андрей Иванов,
доктор философских наук, завкафедры философии АГАУ:

Я не удивлен тем обстоятельством, что люди в графе "национальность" назвали себя сибиряками. На то есть несколько вполне объективных причин. Во-первых, несомненны хозяйственное, культурное и этническое своеобразие сибирской России, а также особенности психологического склада местного населения. Так, еще многие путешественники и исследователи 18−19-го веков отмечали свободолюбие, смекалку, хозяйственную самостоятельность сибиряков, особое чувство личного достоинства, отличающее их от россиян европейской России.  Впоследствии  лидеры сибирского  областничества Потанин и Ядринцев подчеркнули необходимость всестороннего учета этого экономического  культурного и антропологического сибирского своеобразия в политике Федерального  центра. К сожалению, в последние двадцать лет оно не учитывалось практически никак, хотя сибиряки не перестали быть сибиряками. И чем настойчивее  Россию затаскивали в европейскую цивилизацию и внушали, что русские − это европейцы (разве что ущербные и периферийные), − тем абсурднее представлялось подобная самоидентификация сибирякам, чьи территории непосредственно соприкасаются с великими пространствами и народами Азии. Именно взгляд из Сибири убеждает, что Россия − великая евразийская, а не европейская держава. Во-вторых, еще М.В.Ломоносов сформулировал  ключевой принцип, который должна проводить центральная  власть в отношении Сибири − ей должны быть предоставлены "отменные привилегии и вольности". Вместо этого мы видим, что власть по-прежнему рассматривает Сибирь, как сырьевую  колонию, которой мало что достается от собственных  богатств.  Почему наукоемкий центр Сколково строится под Москвой, а  не в Томске или новосибирском Академгородке? Почему не запланировано строительство ни одного стадиона за Уралом к готовящемуся  чемпионату мира по футболу? Почему полугосударственный  "Газпром", эксплуатирующий сибирские газовонефтяные богатства,  20 млн долларов ежегодно тратит на германский футбольный клуб Шальке−04, а не вкладывает прибыли в то же сибирское сельское хозяйство? Поэтому идентификация себя как сибиряков − это своеобразное, но законное  напоминание федеральной  власти, что от приоритетного  развития Сибири и Дальнего Востока зависит само существование России как великой евразийской державы. Без Сибири европейская России быстро превратится в европейскую замухрышку без природных ресурсов, без государствообразующих идей и без волевых людей. При этом ни о каком сибирском сепаратизме и речь не идет. Желают отделиться от России, по данным социологических исследований, не более  5%  тех респондентов, кто высказывается за приоритетное развитие Сибири в рамках единой России. Так что правильнее говорить о сибирской регионализме и патриотизме, а не о сепаратизме. Но чем больше власть  будет игнорировать интересы Сибири, тем активнее будут нарастать сепаратистские настроения в сибирском обществе. А на пустующие сибирские земли уже давно претендуют другие народы, удивляющиеся, как может российская власть так бездарно распоряжаться таким геополитическим и геоэкономическим сокровищем, каким является Сибирь. 

Весьма полезной и легко осуществимой  политической мерой был бы перенос одной из ветвей власти в Сибирь, желательно в Новосибирск. Перенос столицы − пока утопия, а вот Совет Федерации перенести было бы весьма целесообразно, превратив его в стратегический интеллектуальный центр развития всей России Азиатской. Если сенаторы будут тут жить, то будут и заботиться о собственном доме. К тому же за перемещающимся  политическим центром всегда идут финансы, организационные ресурсы   и энергичные люди.    И, конечно, власти надо  озаботиться развитием образования и науки в Сибири, на что указывал еще В.И. Вернадский, а также сбережением и преумножением сибирского населения. Для решения этой задачи  система всех социальных льгот и выплат для сибирского населения должна быть процентов на 10−12 выше, чем в России европейской.  И начать тут нужно с материнского капитала. Это было бы справедливо с социальной точки зрения и исключительно дальновидно  с точки зрения стратегических интересов России. 

Демонстрация нашего "против"

Дмитрий Таевский,
шеф-редактор Бабр.ru (Иркутск):

Это определенная усталость от отсутствия какого-то эффекта политики Москвы в регионах. Поначалу была надежда на Путина, на Медведева; сейчас накопилась усталость, видно, что ничего не меняется, все так… вялотекущее. А тут такая свежая, оригинальная идея. Ощущение легкого сепаратизма в народе всегда висело, и вот оно нашло выход в том, чтобы во время переписи назваться сибиряком. Это откровенная демонстрация нашего: "мы против". Мы же должны как-то сказать о том, что в существующем положении вещей сибиряков устраивает далеко не все, а другой возможности сделать это у нас нет.

Я не думаю, что нас, тех, кто назвал себя сибиряками, радикально много, я думаю, что процентов 5-6 от всего населения Сибири. Дело в том, что я отслеживал ситуацию во время переписи – активность, в основном, проявляет образованные люди, а их не так много. То есть, среди образованных людей процент сибиряков по национальности большой, но если это число разделить на всех, то будет немного.

Я-то старый оппортунист, общаюсь со всякими областническими движениями и неоднократно писал о том, что в существующей реальности объективных предпосылок для независимости Сибири нет. Есть идея, но нет сил, нет лидера. А вот если что-то начнет происходить в стране, какой-то крупный политический кризис – тогда да. Тогда без проблем.

Ярослав Золотарев,
создатель сибирского языка*:

Появление сибирской нации – это следствие общего кризиса Российской Федерации как государства. Естественно, у многих вызывает это вызывает желание искать какие-то другие идентичности, так как русская очевидно зашла в тупик. А кризис, естественно, если уже идет, то он многоплановый, и экономический, и культурный, и политический. Я пришел к своим убеждениям через изучение сибирских старожильческих диалектов, которое показало, что из них вполне можно составить полноценный славянский язык, довольно сильно отличающийся от искусственного книжного российского языка. Если язык есть, то, по европейским представлениям, основания для формирования нации тоже есть.

*проект языка, созданный на базе томского диалекта челдонского говора. В проект были включены словари томских учёных-диалектологов и вышедшие из употребления старорусские слова из сибирских летописей и документов 17-18 веков. Грамматика соответствует грамматике северного наречия русского языка.

аккуратист – чистотчик
акселерат – лихоростень
ахинея – херовина
аэроплан – летак
бабочка –метляк
багаж – поклажа
багажник – поклажник
бакалея – сухотовар
бал – пляски
балерина – плясунница
балласт – пустогруз

Русско-сибирский словарь на сайте "Сибирская вольгота"

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость