"Газета.Ru" выяснила, как выбирали этого жеребца и сколько стоил такой подарок.
"Увидел Хаджибека по телевизору, как Путин его королю дарил, и прям бальзам по сердцу: жеребец мой, которого я холил и лелеял, попал в хорошие руки, о нем будут прекрасно заботиться и все у него будет отлично", — сказал интернет-газете прежний хозяин жеребца-ахалтекинца Виктор Воросов.
Сколько стоил подарок королю Бахрейна, экс-владелец коня сказать отказался, заметив только, что это очень дорогой презент — примерно "как два роллс-ройса".
Самый дешевый роллс-ройс, по данным официального дилера, стоит от 15 млн руб. По словам владельца конного завода им. Шамборанта Леонида Бабаева, одного из ведущих российских коннозаводчиков ахалтекинской породы, цена Хаджибека может начинаться от $100 тыс. Расценки на ахалтекинцев сильно варьируются: лошадь может стоить и от 10 тысяч евро до 50 тысяч евро, и даже — особо ценные особи, которые обещают стать отличными производителями, — 1 млн. евро.
До отъезда в Сочи, где Путин вручил Хаджибека королю аль-Халифе, жеребец жил в 250 км от Москвы, в живописнейшем районе Рязанской области.
Конноспортивный клуб "Успенский" — частный, принадлежит 68-летнему Виктору Воросову. Основной его бизнес — Скопинский мясоперерабатывающий завод, а лошади, по его словам, "для души".
Кстати, кроме короля Бахрейна есть ахалтекинец и у главы Чечни Рамзана Кадырова, стоит он в конюшне в Пятигорске.
Жеребца — а обычно на подарки берут именно жеребцов — подарили ему друзья на день рождения. "Но Рамзан не очень ахалтекинцев любит, мы с ним на эту тему разговаривали, он фанат искусственно выведенной английской породы, в основном ее за рубежом покупает и еще в "Восходе" (конезавод в Краснодарском крае) берет, — говорит владелец конного клуба. — Брали одного моего жеребца на подарок очень крупному турецкому чиновнику, выбирали его посланцы президента Абхазии. Ахалтекинцев около 5 тыс. лошадей по всему миру, у нас их около 400. Это очень древняя порода, чистокровная.
И это единственная лошадь в мире, которая обладает очень высоким интеллектом и необыкновенной красотой. "Сплав змеи и леопарда" — так описывает ее поэт. Там, где полукровка, получив команду, будет думать три секунды, ахалтекинец поймет все за секунду".
"Королевскому" Хаджибеку четыре года, по конским меркам он подросток, растут они до семи лет. В 2015-м он стал первым по породе, годом раньше — лучшим среди молодых коней и завоевал звание абсолютного чемпиона мира.
Вот этого красавца-ахалтекинца по имени Хаджибек #Путин подарил королю Бахрейна pic.twitter.com/hLNZMKe5BA
— Дмитрий Смирнов (@dimsmirnov175) 8 февраля 2016
"Мы только в этом году Хаджибека испытали на скачках, его, как и других лошадей, надо пробовать в разных видах — в выездке, конкуре, троеборье, пробовать и смотреть, что будет у него лучше получаться, пока в таком возрасте трудно сказать, где у него будут результаты, — поясняет Воросов. — Я конезаводы объезжаю три раза в год, смотрю всех жеребят, наблюдаю за ними, потом примерно в год покупаю. И уже у себя на месте мы смотрим, как растет жеребец, чем ему нравится заниматься. А вообще коня надо выпустить на волю — только тогда увидишь его во всей красе. К уздечке и седлу их приучают постепенно. Очень важен контакт между ахалтекинцем и берейтором, который с ним занимается. С ним общаться нужно, и общаться каждый день, ахалтекинца нельзя бить плеткой и хлыстом, он такого обращения не приемлет. Для меня эти лошади — как дети, я вкладываю в них душу, честно.
Конечно, у Хаджибека сейчас стресс — смена хозяина или конюшни всегда стресс для коня. Но с другой стороны, пока ему четыре года и он по лошадиным меркам еще "ребенок", он его легче должен перенести, чем если бы был уже взрослым".
Воросов говорит, что не знал, для кого у него ищут коня. "Было понятно, что люди серьезные приезжали, с ними была известная спортсменка, знаток породы, мы с ней раньше были знакомы, конечно же, — поясняет он. — Но у нас не принято спрашивать, кто берет и кому дарить будут, а на лбу это не написано. Ведь понятно же, что немногие могут позволить себе купить такого дорогого жеребца — аналогичных Хаджибеку продается один-два в год".
Кто конкретно оплатил жеребца для короля Бахрейна, выяснить не удалось.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил "Газете.Ru", что "коня предоставил один из коннозаводчиков". "Это все, что я могу сказать", — подчеркнул Песков.
Один из источников, знакомых с процессом выбора подарка для короля Бахрейна, утверждает, что подбор жеребца фактически занял сутки: активные поиски подходящего коня начались в четверг вечером, в пятницу покупатели приехали в "Успенский", а в ночь на 6 февраля Хаджибека уже вывезли в Сочи.
Несколько раз коней этой породы дарили и Владимиру Путину: ахалтекинцев вручали ему от тогдашнего президента Башкирии Муртазы Рахимова, бывшего президента Туркмении Сапармурата Ниязова, а также от нынешнего Туркменбаши.
С подарком ныне покойного Ниязова вышла целая история. Известно, что он предложил Путину лично выбрать лошадь. Выбор российского президента пал на коня по кличке Преданный.
Конь был очень норовистый и из-за этого простаивал. Примерно в 2008 году поступило предложение: предоставить Путину более покладистую лошадь в обмен на коня, подаренного Сапармуратом Ниязовым. Путину передали коня по кличке Сере II. Это лошадь 1995 года рождения.
Кстати, Сере II — очень близкий родственник Хаджибека, это его дядя. Так что Путин подарил королю Бахрейна племянника своего коня.
Самое важное - в нашем Telegram-канале