Жизнь

Последствия наводнения в Краснощёковском районе. Наблюдения студента-добровольца: о чём говорят местные жители и власти

2 июня по поручению губернатора края было создан штаб по формированию волонтерских отрядов. Штаб занялся привлечением добровольцев для ликвидации последствий наводнения. Основной упор делается на студенчество, и уже за первые два дня набора откликнулись более 40 студентов-добровольцев. 6 июня в Краснощековский район отправился первый отряд: 29 студентов алтайских вузов под руководством студотряда "Пламя". Что увидели студенты?

Маралиха после наводнения.
Маралиха после наводнения.

День первый

Автобус добровольцев.
Автобус добровольцев.
Владислав Лидер
6 июня сбор волонтеров был объявлен в 7.00. Автобус отправляется в Краснощеково: там уже почти три дня, как ушла вода. В это же село из Рубцовска выезжают бойцы студенческого отряда "Рубин": будем работать вместе.

В райцентре Краснощеково нас встречают замглавы администрации района Михаил Баранов и специалист по делам молодежи Анна Жертвина. В районе мы первые волонтеры - будем убирать мусор, разгребать завалы, помогать нуждающимся в уборке жилья. До нас, как отметила Анна Жертвина, к работам привлекались молодежь и школьники села.

Вода в Краснощековский район пришла вечером 29 мая. Как сообщил Михаил Баранов, людей начали предупреждать еще утром. Буквально за полтора часа затопило Краснощеково, Усть-Пустынку, Маралиху, Карпово-2 и Харлово. Уровень воды поднялся более чем на пять метров, подтопило 1057 жилых домов, в которых жили 2662 человека, сообщает районная газета. В Краснощеково, где мы будем работать, затопило 496 домов. Случаев гибели людей и фактов мародерства здесь не было. Цены на продукты первой необходимости и воду остались прежними, рассказала местная жительница. Вода ушла из села 3 июня. Сумму ущерба от наводнения Михаил Баранов назвать не смог. А жители уже начали получать компенсации.

Михаил Баранов,
замглавы админситрации Краснощёковского района:

Деньги пришли по линии губернатора, 10 миллионов мы уже выдали. Мы составили дополнительный список и еще пришли 210 тысяч. В понедельник еще 21 человеку выдадим… Если полностью дом не пригоден, значит будем прорабатывать получение сертификата на жилье. Но сейчас, пока комиссия не закончила работу, об этом рано говорить.

По словам замглавы, было выдано по 10 тысяч рублей на каждый подтопленный дом. И не ранее, чем через два месяца, выплатят компенсации на каждого прописанного: от 10 тысяч до 100 тысяч рублей в зависимости от ущерба, сообщает районная газета.

После обеда волонтеры отправляются на работу. Сотрудники администрации составили список улиц и домов, нуждающихся в помощи. У автобуса местная жительница Любовь Ивановна чуть ли не вырывает список из рук Анны Жертвиной: "Я посмотрю потом, кому вы помогали. Поди одни чиновники там"!

Наш отряд приезжает на улицу Садовую (около 15 домов). Она ближайшая к Чарышу - ее затопило одну из первых. Вода пришла около 18.00 29 мая, говорят жители. За час с небольшим она добралась выше окон. Мощным потоком смыло заборы, все посадки в огороде, а в конце улицы унесло целую баню. Возле выстоявших построек поток принес кучи мусора, тины и веток. Как отмечают жители, вода стояла около двух суток, после чего так же стремительно ушла.

Когда мы приехали, жители собирали у соседей свое унесенное имущество, вымывали из домов грязь. Как оказалось, на этой улице мы первые добровольцы, до этого помощи здесь не было. Все без исключения жители сердечно благодарили студентов, но было заметно, что люди очень озлоблены. Стоило спросить жителя улицы о помощи во время наводнения, как он, срываясь на мат, начал возмущаться: "Да никому мы тут не нужны. Че они, эти десять тысяч? Вот забор я поставил и все… Вот этот товарищ, милиционер,- показывает мужик на дом соседа через дорогу,- строил дамбу вот здесь. Он строил, чтоб вода не вытекла. К нему понаехали и говорят, "что ты панику разводишь, вода на 60 сантиметров поднимется". Это за два часа до наплыва воды было. И все, и …. Потом она как поперла, и мы ничего не могли сделать".

Иду в дом к милиционеру, до этого мы разбирали на дрова его унесенную баню. Нас встречает его жена Юлия, она сокрушается: "Мне вообще кажется, что нас специально никто не предупреждал. Чтобы нас смыло, а они потом деньги пилили. Говорили, что дадут 50, но мне кажется, дадут 30. И все". Сразу после меня к ней пришел член оценочной комиссии. Потом я узнал, что повреждения были оценены как средние.

А в дом другого жителя села Сергея Владимировича вода ворвалась потоком. Напор пригнул к земле все дворовые постройки, в комнатах отвалилась известка и дранка: вода и здесь стояла выше окон. Студенты помогают вытащить на просушку тяжелые диваны. В доме все пропитано водой.

За этот день студенты успели помочь всем жителям улицы и собрали две машины мусора.

День второй

Михаил Баранов, замглавы администрации Краснощёковского района.
Михаил Баранов, замглавы администрации Краснощёковского района.
Владислав Лидер
Студенты переночевали в школе села Харлово, что в 15 километрах от райцентра. Это село пострадало намного меньше – оно стоит на горе. С утра небо заволокло тучами, безустанно моросил дождь. Но, несмотря на погоду, к 8 утра мы были в райбольнице: в связи с эпидемиологической опасностью были поставлены прививки от гепатита А. После прививок и завтрака студенты берутся за работу. Нас отправляют грузить гуманитарную помощь.

Перетаскиваем в кузов грузовика муку, за погрузкой следит замглавы администрации.

Михаил Баранов,
замглавы админситрации Краснощёковского района:

Вот эта мука, две тонны, пойдет в отдаленное село, которое было полностью затоплено – Усть-Пустынка. Там пострадали 88 человек, раздадим им всю муку. Она поступила по линии "Единой России" с Волчихи.

Потом приходит КамАЗ с бутылками воды. Распределяем ее по машинам из пострадавших сел. После этого добровольцы разъезжаются по адресам. Многим престарелым нужна помощь - вещи и мебель надо сушить. Даже молодым парням удается вынести промокшую утварь с большим трудом.

Наша группа выходит на улице Никулина, помогаем рубцовским студентам собирать мусор. Хозяева домов сложили негодные вещи в кучи возле дороги, мы же помогаем трактористу загрузить это в кузов "газика". Между делом спрашиваю у местных жителей об обстановке. "Где-то за час предупреждали, сказали, чтобы ценные вещи, документы забирали. Ну, не думали, что такое будет. Вышли, сели в машину и следом за нами - вал воды и ничего не успели сделать. Все, что было в комнате, так здесь и осталось", - рассказывает дед из затопленного дома.

Нагрузив полный кузов, "газик" уезжает на свалку. Дождь не прекращается и нас зовет в дом местная жительница Марина Николаевна .

Марина Николаевна,
местная жительница:

30-го нас затопило в четыре часа дня. Первого и второго вода стояла. Как пошла вода – это было ужасно. Мы ждали её с той стороны, с дамбы, а я когда в те двери вышла, она с Морозова волной шла… Когда началось, никого не было. Спасались как могли. Даже старушки, ладно хоть мы. Помощи от МЧС никакой не было: чтоб они кому-то помогали и вывозили – не видели. Вода была в уровень дамбы. Они думали, что луг затопит, и предупреждали те дома, которые с краю. А нас нет…  Двери вот не закрываются, это уже 36 тысяч, я уж не говорю, вот весь линолеум, выкинули все… Гуманитарки нет, говорят, пишите заявления. Все как-то непонятно и с помощью, и со всем. Сейчас отчитаются получше, чем сделали, кто бы их контролировал.

На крыльце встречаем работников управления краевого Роспотребнадзора: они раздают людям таблетки для дезинфекции колодцев и выгребных ям. Они уже обошли более сотни пострадавших. Главный специалист и эксперт Ирина Горбатова рассказывает, что идет обработка колодцев и выгребных ям с целью "прекращения дальнейшего микробного обсеменения". Жителям выдается дезинфицирующее вещество, чтобы они потом могли произвести обработку своих помещений.

Возле столовой встречаю Михаила Баранова. Спрашиваю его о том, как пришла вода.

Михаил Баранов,
замглавы админситрации Краснощёковского района:

Мы с Чарышом связались, узнали, что у них идет постепенное повышение воды. Глава администрации района собрал комиссию по чрезвычайной ситуации, это было в 11 вечера. Мы определились с рабочими группами, кто за что отвечает сегодня, и выехали по селам района. Мы приехали первыми в Пустынку, затем вода пошла ниже. Ночь отработали, возили людей. Утром приехали в Маралиху, часть села была затоплена, начали вывозить людей днем. Затем - Харлово. К вечеру удар на себя приняло Краснощеково. Объявляли, что придет вода: лично глава администрации, МЧСовцы, полиция. Но люди почему-то относились к этому... "Ну, придет так придет". Никто не знал, что такая вода будет. Мы говорили, что будет наводнение, уровень не сообщали, как мы можем знать уровень? По всем улицам проезжали. Честно скажу: мы предупреждали, но, может, кто-то не слышал.

Воду мы раздаем, завтра привезут хлеб. С понедельника начнем выдавать вещи, хотели сегодня, но сыро. В райцентре передали 500 пятилитровых бутылей воды, администрация развозит. Сегодня отгрузили растительное масло на Усть-Пустынку.

После обеда студенты помогли разгрузить машину с гуманитарной помощью: члены рубцовского горкома КПРФ привезли теплые вещи и продукты для пострадавших. Все это было собрано силами жителей Рубцовска.

День третий

Мы выходим возле дома на краю улицы. Здесь живет Раиса Ивановна, ей около 60 лет. За ее усадьбой  небольшой луг, там пасутся коровы и лошади. А за лугом  река. Хозяйка рассказала, что за несколько часов до наводнения сотрудники администрации и МЧСники в срочном порядке укрепляли плотину, несколько грузовиков возили глину и поднимали насыпь прямо возле забора Раисы Ивановны. "Но такой вал пошел… и все, глины нету, ее так унесло, как будто эти пять КамАЗов и не возили",- рассказывает жительница.

Из-за наводнения Раиса Ивановна потеряла 13 кубов дров, больше 7 тонн угля, туалет с оградой, вода вымыла с огорода посаженую картошку. В наводнении погибли все ее 70 кроликов, обе собаки и большая часть куриц. Сарай, где жил скот, завалился, а в гараже покосилась стена.

Студентка из технического университета помогала Раисе Ивановне убираться в доме, а я и боец "СКИФа" выбивали из упавшей стены целые кирпичи. Наводнение принесло огромный ущерб, и даже максимальные компенсации вряд ли его восполнят. Но за все три дня я не увидел ни одного павшего духом человека.

Когда Михаил Баранов провожал нас, то сердечно благодарил и обещал каждому отправить благодарность в университет. Рассказывал студентам о своей студенческой молодости: он тоже был бойцом студотряда. Зашла речь и о политической ситуации на Украине. Но разговор прервал житель села Сергей Владимирович, у которого мы были в первый день. На повышенных тонах он обратился к Баранову:

- И че, и где? Ты же обещал, что машина приедет! У меня полный двор мусора и никто не едет.

- Ну ты позвони, узнай, когда приедут.  Я что, буду, звонить за тебя!? - отвечает Михаил Васильевич.

Мужчина машет рукой, матерится и уходит...

Наш автобус выезжает из села. Обратная дорога всегда короче. Сделано было много, но еще больше не сделано. Многие студенты из нашего отряда собираются ехать сюда и в следующий раз. Выезд волонтеров намечен на 11 июня.

Справка

С 6 по 8 июня в Чарышском, Краснощековском, Шипуновском и Быстроистокском районах работали студенческие добровольческие отряды, которые были сформированы для помощи населению в преодолении последствий паводка. В них принимали участие студенты из вузов края: АГАУ, АГУ, РИИ, АГПА, АГМУ, АГАО им. В.М. Шукшина, АГАКИ, АГТУ. Всего 112 студентов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость