Жизнь

Правда ли, что наше общество стало более агрессивным?

"В обществе преобладают негативные эмоции: не так повернулся, не то сказал – идет агрессивный разряд", – считает один наш эксперт. "Какой-то очевидно зашкаливающей агрессии сейчас нет, появилась определенная стабильность", – утверждает другой.

Правда ли, что уровень агрессии в последнее время заметно повысился, и почему люди в нашей стране ненавидят друг друга  без очевидных причин – просто за профессию, цвет кожи, убеждения и манеру одеваться? Это тема нашего очередного "Дискуссионного клуба".

Иоганн Вольфганг фон Гете:

Довольствуйся простым, как тварь морей,
Глотай других, слабейших, и жирей,
Успешно отъедайся, благоденствуй,
И постепенно вид свой совершенствуй.

Как реагировать на хамство?

Промолчать, не вступать в пререкания, уйти – 38
Проявить сдержанность, сохранять достоинство, не опускаться до хамства – 11
Зависит от обстоятельств, двойственные суждения – 10
Ответить хамством – 9
Дать отпор, защитить себя от хамства – 7
Сделать замечание, пристыдить – 3
Ударить – 2
Проявить дружелюбие, доброжелательность, простить хамство – 1
Попытаться сгладить ситуацию, найти компромисс – 1
Обратиться в правоохранительные органы – <1
Другое – 1
Затруднились ответить, нет ответа – 20
Опрос 1 600 россиян проведен Фондом "Общественное мнение".

Общество культивирует злобу

Борис Пивень,
доктор медицинских наук, профессор, председатель Алтайской психиатриче­ской ассоциации:

Агрессивность вообще свойственна человеку, как любому другому живому существу. Видимо, это глубинное био­логиче­ское свойство, как борьба за выживание. Оно может проявляться в разных ситуациях, а состояние современного социума таково, что он, я бы сказал, культивирует агрессию. В обществе преобладают негативные эмоции: не так повернулся, не то сказал – идет агрессивный разряд. Столкнулись на дороге две машины – никто не извиняется; каждый считает себя правым, более умным, более умелым водителем. Жизнь большинства людей ухудшается, соответственно, возрастают недоверие и разобщенность. У одного большой дом, у другого маленькая квартирка – раньше, когда все жили примерно одинаково, абстрактной неприязни к соседям не было.

Мы отмечаем высокий уровень тревожности. Приведу пример: в 2003 году, когда у нас было  землетрясение, сотрудница нашей кафедры собрала много данных, и оказалось, что почти 17% населения подумали, что началась война или теракт. Это Барнаул – мирный город!

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что довольно значительная часть населения страдает  органическими заболеваниями мозга. В обычных условиях такой человек хорошо адаптирован, но когда он попадает, например, в армию, то выплескивает агрессию  не только под влиянием криминалитета, который ласково  называют "дедовщиной", но и от муштры, жизни по уставу.

И как я понимаю, и как говорят мои коллеги-психиатры, эта агрессивность поддерживается  психологическим террором СМИ, в первую очередь телевидения.

Что в такой ситуации делать, я не знаю. Прогнозы у меня больше пессимистичные, по природе своей я оптимист, но в последнее время что-то… Это бесконечное вмешательство в здравоохранение, бесконечные реформы… Неизвестно, чего ждать от завтра, но очевидно, что накопление негативных настроений, тревожности и агрессии только возрастает.

Подогревают специально!

Иван Мордовин,
депутат Алтайского краевого Законодательного собрания, лидер "Молодой гвардии „Единой России“" на Алтае:

Судя по общению больше всего с молодежью, которая меня окружает в силу моих должностных функций, я бы не сказал, что наблюдается повышенный уровень агрессии. Процент агрессивно настроенных людей в целом за по­следнее время не меняется: я имею в виду период, связанный с приходом Владимира Путина к управлению страной. Когда мы прошли самые трудные времена, в политике, экономической сфере появилась определенная стабильность. Мне кажется, что 2007–2008 годы были более стабильными и процент агрессивно настроенных людей был еще меньше. Сейчас, наверное, он чуть больше, это связано с последствиями кризиса, которые еще ощущаются. Но какой-то очевидно зашкаливающей агрессии, мне кажется, сейчас нет.

Но есть другие тенденции: акты подготовленной, спровоцированной агрессии. Мне кажется, это несколько опасная тенденция. Вы наверняка видели видео погрома химкинской администрации так называемыми защитниками Химкинского леса. Мы видели этих людей – подготовленных, агрессивных. У меня возник вопрос: насколько эта агрессия сформирована, сознательно ли она подготовлена и разогрета? Мне кажется, что это тот самый случай, когда есть некие люди, которые организуют агрессию, чтобы решать свои задачи. Вовлечение молодежи в агрессивную среду – тема очень опасная, поскольку молодые люди всегда более восприимчивы ко всему активному, из ряда вон выходящему в силу возраста, импульсивности, эгоцентризма. Нельзя, чтобы эти тенденции развивались, это не в интересах общества в целом. Это не есть проявление действительно общественного, поскольку все это спланировано.

Нет культуры солидарности

Наталья Зоркая,
ведущий научный сотрудник отдела социально-политических исследований "Левада-Центра":

Уровень агрессии, конечно, очень высок, особенно в крупных городах, среди городской молодежи. Это связано с тем, что общества как такового у нас пока не складывается: солидарность, доверие, открытость по отношению к другим на низком уровне. У людей очень маленький культурный запас для того, чтобы, к примеру, толерантно относиться к чужакам.

Был всплеск агрессии, депрессивных настроений в 2008 году, связанный не только с кризисом, еще и с военным конфликтом России и Грузии, но главное – с примитивизацией отношения к другим людям. Вообще же, кризис добавляет агрессивных настроений, поскольку у людей маленький ресурс, чтобы вести себя достойно, при том что 80% населения считает, что государство обязано обо всех заботиться и обеспечивать нормальный уровень жизни. Эта двойственность – надежда на государство и одновременно полное недоверие к нему, ощущение, что можно полагаться только на себя, – это внутренне конфликтная ситуация, выливающаяся в агрессивность. Человек чувствует себя брошенным государством, а опыта самоорганизации у него нет – и люди живут закапсулированно, атомизированно и не доверяют никому. Солидарные отношения между группами  в обществе не образуются: общество не формируется.

Так что наша агрессия – следствие разложения прежней государственной советской системы: развал старых институтов и отсутствие новых, они возникают где-то точечно, но ситуации не меняют.

Опрос: мы стали агрессивнее?

Галина Ивановна Егорова:

Да, люди сейчас очень агрессивные. Теперь деньги на первом месте. В общем,  жизнь такая…

Наталья Тарыкина:

Я согласна с этим утверждением. Посмотрите на дорогу – машины летят так, что даже по пешеходному переходу пройти страшно. И не важно, идешь ты с ребенком или один, мало кто пропустит.

Дмитрий Касьянов:

Слишком тесно стало в городе. Много людей, да и пробки напрягают. Если раньше от Шумакова до центра я добирался за сорок минут, то теперь еду больше часа. Это все очень раздражает, а ведь в себе злость не держишь – на других вымещаешь. Так на работу человек уже агрессивным приезжает. Негатив все время накапливается, накапливается…

Валерий Михайлович Сметанников:

Это элементарно. Люди стали агрессивнее оттого, что сейчас все СМИ, особенно это касается телевидения, навязывают культ жестокости. Начинается все с мультфильмов, а про фильмы я уже не говорю.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость