Жизнь

Приехали…

Чуть больше недели осталось до 50-летнего юбилея первого полета человека в космос.

Леонид Вихрев, директор школы практической журналистики ИД "Алтапресс".
Леонид Вихрев, директор школы практической журналистики ИД "Алтапресс".
Анна Зайкова

Чуть больше недели осталось до аукциона, на котором американцы будут продавать за несколько миллионов  долларов историю советской космонавтики.

Извините, что продолжу издалека.

Ведь страшно подумать, но уже лет сорок прошло с того времени, когда появился у меня (и, наверняка, не у меня одного) такой вот "пунктик"…

В специально заведенной тетрадке я скрупулезно записывал все даты очередных запусков наших космических кораблей, краткие биографии новых космонавтов, продолжительность полетов и прочие достижения советской космонавтики.

Это были ностальгические времена, когда радио- и телетрансляции могли внезапно прерваться хрустальными позывными на мелодию песни "Широка страна моя родная…", и главный диктор страны Юрий Левитан торжественно объявлял, что в Советском Союзе осуществлен очередной запуск пилотируемого космического корабля с экипажем в составе…

И я (если был дома) бросался к своей тетрадке и  записывал фамилии "свежезапущенных", которые из безызвестных подполковников  и  гражданских научных сотрудников в один миг становились "звездами" мировой величины. На следующий день их портреты и биографии появлялись на первых полосах всех газет, а  программа "Время" открывалась сюжетами о самочувствии космонавтов, а уже потом рассказывала об очередных заботах  руководителей страны о благе народа.

Записи в тетрадке пополнялись нечасто (два-три раза в год), а  "раздел" о космических полетах американцев в ней вообще отсутствовал: ведь даже про высадку "штатников" на Луну у нас сообщали как бы мимоходом, мелким шрифтом и ровным голосом посреди очередных новостей о росте безработицы в мире капитала.  Да и что нам американские астронавты, если  мы  совершенно искренне гордились НАШИМИ (не путать с "Нашими"!)…

Но, каюсь, в начале 80-х годов, когда Соединенные  Штаты стали методично запускать в космос свои многоразовые "челноки" с экипажами по семь человек, интерес к данной статистике у меня резко упал, а тетрадка в конце концов банально утеряна…

Но что стоит моя мизерная утрата по сравнению со 140 уникальными экспонатами, связанными с освоением космоса и загадочно(?) пропавшими(??) из секретного(???) космического института в Самаре еще в середине 90-х годов?!  Хотя нет: все "пропажи" обнаружилась довольно быстро, но уже в виде недешевых лотов на различных зарубежных аукционах.

На одном из таких аукционов и  был продан… советский космический корабль "Восток". Настоящий корабль (вернее, его спускаемый аппарат), побывавший в настоящем космосе всего за три недели до старта Юрия Гагарина.  Правда, "пилотировал" его тогда экипаж в составе  манекена "Иван Иваныча" (тоже, кстати, ушедшего с молотка) и собачки Звездочки (не дожившей до позора). А на всех документах о продаже был гриф "Совершенно секретно"…

И вот теперь, 12 апреля 2011 года, этот уникальнейший, извините, "лот" вновь выставляется на продажу на нью-йоркском аукционе. Эксперты считают, что нынешний засекреченный владелец реликвии  сможет выручить за нее от двух до десяти миллионов долларов. А организаторы уверяют, что таким образом они, так сказать, отдают дань уважения юбилейной дате. Отдают, так сказать, по сходной цене…

Не хочу завершать эту колонку помпезными выводами о "всеобщем и тотальном воровстве" и "торговле славной историей страны". Да и вообще, о чем тут шла речь?  Всего лишь об обгоревшем стальном шаре, в котором  полвека назад высоко-высоко взлетели кукла и собака. А вот тетрадку жалко…

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость