Жизнь

Прививка от ностальгии: почему старый город никогда не восстановить

Что общего у деревень, деревянных памятников архитектуры и бумажных книг? Всех их сегодня оплакивают заживо. Как было прекрасно проводить детство в деревне у бабушки. Какие душевные раньше строили дома. Как много прошло уютных вечеров за томом классика с его шелестом страниц... А теперь все изменилось.

Дом архитектора. Застройка старого города.
Дом архитектора. Застройка старого города.
Юрий Сушков

Татьяна Крикун, корреспондент ИД "Алтапресс".
Татьяна Крикун, корреспондент ИД "Алтапресс".
Командировки в села у коллег часто оставляют гнетущее впечатление, несмотря на тишину и красоту природы. Все разговоры там скатываются к одному: молодежь тут жить не хочет, и потому будущего у населенного пункта нет. Грусть у многих вызывают и прогулки возле последних памятников купеческой эпохи Барнаула. Все прекрасно понимают, что, несмотря на старания энтузиастов сохранить историю, старые деревянные дома скоро исчезнут навсегда. А ретрограды тем временем тревожатся о том, что уже вот-вот их любимые тексты останутся лишь на бездушных электронных экранах.

Часто в случае с деревнями ругают власть. На высшем уровне принимают не те реформы, на среднем не туда направляют средства, на сельском уже просто всем наплевать. То же касается старинных зданий: не выделяют денег, не следят, отдают кому попало и т. д. Но при этом никто почему-то не ищет злодея в деле "Убийство бумаги". Кто же он, этот мерзавец? На самом деле он во всех случаях один — время.

Вероятно, если бы правительство лучше руководило аграрным сектором, села и были бы популярнее как место для жизни. Но я не очень верю, что намного. В деревнях часто не хотят оставаться даже дети зажиточных фермеров. Урбанизация неизбежна. Жизнь в городе бурлит, и это то, что всегда привлекало молодую рабочую силу — а городу только того и надо. Судя по нынешнему развитию общества, деревень останется мало. Жить там скоро будут, скорее всего, только уже постаревшие юноши и девушки — когда (если) устанут от шума мегаполисов.

Наверное, барнаульской власти стоило бы лучше контролировать застройку города. Но что касается деревянных домов, то они умирают не столько из-за халатности своих частных и государственных опекунов или бедности бюджета, сколько от старости. Им изначально был отпущен недолгий срок, и тут уже ничего поделать нельзя. А черты новых зданий, которые сегодня меняют облик Барнаула, в основном диктуют объективные факторы: рынок и сама эпоха. Согласна, они менее красивы, зато точно более удобны для жизни. Спросите новоселов, что им важнее.

Но люди все равно жалеют, вспоминают и скорбят. Особенно, конечно, люди в возрасте. Иногда я думаю про то, какими бабушками и дедушками будут представители моего поколения. Возможно, все же другими, потому что ускоренный темп жизни и постоянные изменения — тренд нашего времени. Может, он даст нам прививку от ностальгии. У меня она как будто уже есть.

Впрочем, время покажет. Может, однажды внуки попытаются научить меня связываться с ними через цифровые голограммы, а я вцеплюсь намертво в свой заклеенный скотчем айфон. И заявлю: "Вы ничего не понимаете, по-настоящему чистый звук голоса — только в смартфонах! В них есть душа!"

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость