А вот какие "камни" составляют фундамент ее жизни.
Камень первый: детские воспоминания
Все началось в детстве. Дед, потомственный камнерез Григорий Тихобаев, водил внучку Лиду и ее двоюродного брата по горам. Рассказывал о камнях и давал интересные задания. Возьмет в руки красивый камешек, послюнит, чтобы прожилки было видно, и спрашивает, как надо распилить, чтобы узор пошел так-то и так-то или что из него лучше всего сделать: шар, квадрат, вазочку…
Если путь пролегал мимо горы Синюхи, дед всегда рассказывал, что там есть пещера и озеро из серебра. Когда-то на горе был монастырь, но что-то случилось и все обитатели вместе с утварью и иконами зашли в эту пещеру, а вход завалили камнем. Что до сих пор внутри есть серебряное озеро и сокровища. Лида Тихобаева с братом все детство искали вход в пещеру… В итоге благодаря деду она нашла вход в науку.
Камень второй: научная работа
Всерьез интересоваться своей жизненной историей Лидия начала по заданию. Когда училась в седьмом классе, учительница попросила школьников составить родословную. У Тихобаевой получилась самая длинная. И началось: работа в архиве, воспоминания бабушки и мамы, доклады для городских и краевых научных конференций. Потом учеба на историческом факультете Алтайского госуниверситета и аспирантура. По словам Лиды, в ней проснулся какой-то "зов предков". В своей кандидатской диссертации по теме "Рабочие кабинетских камнерезных предприятий Урала и Сибири" под руководством Татьяны Николаевны Соболевой она рассматривает историю 200 династий, в которых фигурируют более 1000 персонажей. Личностей, индивидуальностей. Такого исследования не проводил еще никто.
На волне сегодняшнего интереса к генеалогии к работе Лидии относятся уважительно. А вот десять лет назад многие ровесники не понимали. Воспринимали занятия историей неодобрительно, как нечто странное. И правда: одноклассники на дискотеках, а Лида то в художке, то в музее или библиотеке.
Камень третий: наследие Тихобаевых
От предков молодой исследовательнице досталось очень много каменных изделий - вазы, шкатулки, камеи, пепельницы. А от прадедушки еще и стол, сусальное золото, лопаточка из агата, которой распределяли его по поверхности изделия, и различные документы конца ХIХ века в хорошем состоянии. Сейчас прадедушкино наследство хранится в музее камнерезного искусства. Кстати, первым директором музея была бабушка Лидии Тихобаевой. Будучи профессиональным ювелиром, именно она сохранила единственный памятник ХIХ века - камею "Родомысл" из союзной яшмы с профилем Александра Невского.
Кстати, изделия камнерезов Тихобаевых есть и в Эрмитаже. Ведь дед окончил Ремесленное училище № 24 в Ленинграде. Участвовал в реставрации карты СССР после Второй мировой войны. Сейчас она висит в Эрмитаже. Также там есть его дипломная работа из камня "Бабочка на ветке жасмина" - удивительно тонкое изделие. К сожалению, это "наследство" Лидия видела только на фотографиях, в Санкт-Петербурге побывать пока не довелось. И еще не решила для себя: представляться потомком Тихобаевых или просто тихо пройтись по Эрмитажу, когда все-таки попадет туда.
Камень четвертый: семейные предания
У Тихобаевых есть и свои интересные истории, которые передаются из поколения в поколение. Например, о том, как дедушка - Григорий Павлович Тихобаев возил подарок Никите Хрущеву в Кемерово.
Шел 1964 год, тогдашнего генсека ждали в Кузбассе. А на Колыванском заводе решили подготовить подарок из камня - уменьшенную модель установки, с помощью которой поднимали руду, которая стояла на шахте. В ход пошла даже настоящая табличка из коргонского порфира, которая висела на воротах завода. В конце концов все сделали и поручили деду везти. Правда, сначала Григория Тихобаева не пускали правоохранительные органы, потом разобрались и он двинулся в путь. Но к тому времени, как он добрался до Кемерова, выяснилось, что Хрущева сняли с должности и никуда он с визитом не поедет. Куда в итоге делся каменный подарок - неизвестно, но само путешествие деду запомнилось. Тем более все равно был банкет, где все было "тонко, по-столичному" нарезано и он все не мог наесться.
Камень пятый: фамильная память
"Выйду замуж - фамилию менять не буду. Как и моя мама, которая не только оставила девичью фамилию, но и передала ее мне", - говорит Лидия. Кстати, младшая Тихобаева раскопала и историю происхождения фамилии. Несмотря на существование нескольких версий, придерживается той, что пра-пра-прадед был уральским рудознатцем по фамилии Тихобаев-Быков. Удалось узнать даже, что это был фанатичный старообрядец. Однажды, в знак какого-то протеста, он даже подговорил жителей деревни на самосожжение. Сам остался живой, его хотели наказать, но в итоге отправили на Алтай.
А "Тихобаев", видимо, от прозвища "тихоговорящий" либо от "тихобой" - снайпер стрелецкого войска. Оно осталось как фамилия.
Лидия Тихобаева уверена, что свой род нужно знать - на это ты можешь опираться всю жизнь. Семейная история и семейный опыт - самый прочный из фундаментов и основной двигатель в жизни. Несмотря на то что эта хрупкая девушка не камнерез, к продолжателю династии себя причисляет. Потому что не забыла свой род и несет знания о нем другим, надеясь, что когда-нибудь, глядя на нее, каждый заинтересуется своей родословной.
Знак свыше
"Я училась в девятом классе, когда увидела вещий сон. Снились дедушкины похороны. Как будто я подхожу, целую его в лоб, и он оживает. А потом мой доклад о роде Тихобаевых победил на конференции. Считаю, что в моих научных исследованиях "ожил" не только дедушка, но и вся династия".
Триптих "Династия Тихобаевых"
Помимо общеобразовательной, Лидия Тихобаева окончила и художественную школу. Здесь ее дипломной работой стал триптих "Династия Тихобаевых". Первая картина в нем - вид на Колывань сквозь каменную глыбу, вторая - дед Григорий на фоне Плотины (местный пруд) с камнем в руке и третья - последняя яшмовая ваза деда, через которую виден камнерезный завод. В целом триптих показывает путь камня до прекрасного изделия и путь целой династии.
Самое важное - в нашем Telegram-канале