Жизнь

Руководитель цирковой студии Владимир Шулика рассказал о мировой известности барнаульских циркачей

В детстве многие из нас мечтали о сцене – одни о театральных подмостках, другие о цирковой арене. Волшебные воздушные гимнасты, которые, казалось, не подвластны силе земного притяжения, удивительно красивые и смелые наездники, укротители львов… Цирковая студия "Юность" — одна из старейших в Барнауле. Всему, чему мы так удивляемся в цирке – акробатике, жонглированию, эквилибристике, – еще в далеком 1983-м, можно было научиться в студии. Сейчас ею руководит Владимир Шулика, который раньше был профессиональным цирковым акробатом.

"Я пришел в "Юность" в 1998 году, чуть позже к нам присоединилась Ирина Чернозипунникова, эквилибристка. Жанры стали развиваться, образовался тандем: Ирина Геннадьевна учила детей пластике, эквилибру, воздушной гимнастике, а я преподавал акробатику и жонглирование, — рассказывает Владимир.  — Старались поддерживать все жанры, ничего не упускать из виду. Появились интересные номера – эквилибр на тростях, на катушках, на проволоке, воздушная гимнастика на кольце, трапеции. В Барнауле "Юность" многие знают и любят – часто приглашают выступить с отдельными номерами на разные площадки, а на массовые события типа Дня города выезжаем всей студией. Есть отработанная полноценная программа на два отделения".

О способностях

Мы принимаем в студию ребят с четырех лет, но не все выдерживают, многие уходят. Надо понимать, что цирк – это не развлечение, надо пересиливать себя, иногда терпеть и преодолевать боль (например, когда вырабатываем гибкость). Не все к этому готовы в таком юном возрасте. Более старшим детям тоже не отказываем. Например, пришел 14-летний подросток с сильным желанием обучаться цирковому искусству. Понятно, что некоторые жанры уже отпадают – акробатика, гимнастика – все-таки время уже ушло. Но есть катушки, жонглирование и так далее. Цирк – демократичный вид искусства, и можно выбирать из всего многообразия жанров.

Конечно, чем раньше человек начал всем этим заниматься, тем более широкий выбор ему предоставлен. Данные и индивидуальные особенности в четыре года уже можно разглядеть. Например, можно поставить ребенка к себе на плечи и понять, боится он высоты или нет. Если не боится – можно готовить для воздушной гимнастики. Бывает, что у ребенка от природы хорошая постановка корпуса – значит, из него может выйти неплохой акробат. Или хорошая координация и чувствительность рук – добро пожаловать в жонглеры. Еще есть врожденное чувство баланса – ставишь ребенка на невысокую катушку, и он не падает, не боится, хорошо держит равновесие.

Но даже если сразу не видно никаких явных задатков, это не значит, что он потерян для цирка. Порой отзанимается такой вроде бы не созданный для этого ребенок в студии пару лет, и выявляется скрытый потенциал, он начинает делать такие вещи, которые под силу не всякому одаренному от природы циркачу. Поэтому мы берем всех детей. Даже если они не станут цирковыми артистами и не будут выступать на большой сцене, это просто полезно для здоровья. Хорошая растяжка и уверенная координация еще никому не помешали.

О талантах

Многие наши выпускники, особенно те, которые действительно "болели" цирком, сейчас работают на арене. Мы на самом деле, без преувеличений, открываем ребятам дорогу в большой цирк. Бывает, по своим каналам связываемся с Москвой, показываем на видео выступления, номера наших воспитанников. Ирина Гусева, выпускница, вот уже четыре года работает в программе у братьев Запашных. Сейчас у нее новый виток карьеры – она прошла конкурсный отбор в знаменитый Цирк дю Солей, будет там работать. Мария Сюльгина, талантливая воздушная гимнастка, сейчас работает с номером "Пяточный полет" — это сложно, но невероятно красиво. Маша из нашей студии выпустилась эквилибристкой на тростях, очень пластичная, танцевальная, гибкая девочка. Уже потом они с мужем сделали этот номер – "Пяточный полет", объездили с ним весь мир, были в Японии, в Австралии, Европе. Вообще, ребята, когда выпускаются из студии, владеют тремя–четырьмя жанрами. Один основной, например, воздушная гимнастика и несколько дополнительных – акробатика, жонглирование, эквилибр… Из последних выпускников – Настя Мамонтова, она работает на свободной проволоке, на трапеции и с хула-хупами. Сейчас она в Омском цирке. Так что наша "Юность" выпускает полноценных артистов, они уже готовы выступать на большой арене.

О победах

Мы регулярно выезжаем на конкурсы и фестивали, конечно, возвращаемся не с пустыми руками. В марте–апреле прошлого года мы ездили в лагерь "Океан" в Находке на фестиваль цирковых коллективов, Чанглян Нарек в жанре эквилибра занял первое место, он же получил первое место за артистизм. Он вообще талантливый парень, в позапрошлом году на международном фестивале циркового искусства в Новокузнецке "Под сводом старого шатра" взял третье место. В прошлом году в апреле – мае мы ездили в Сочи, на международный фестиваль "Хрустальная магнолия". Наша Ирина Шамулаева заняла второе место с номером "Свободная проволока". Очень интересный, кстати, жанр, довольно сложный. Обычно цирковые артисты ходят по жестко натянутой проволоке, а здесь, наоборот, она слегка провисает, отсюда и название.

О цирке в Барнауле

В конце 1990-х годов в Барнауле должен был появиться собственный стационарный цирк. Все цирки, которые были еще в Союзе, строил Союзгосцирк, который находился в Москве. Краевые и областные центры не имели к этому никакого отношения. Каждый год в Союзгосцирке проходили совещания, на которых решался этот вопрос – какой город Союза уже "дорос" до того, чтобы в нем появился свой цирк. По этому плану в Барнауле в 1993 году на месте нынешнего Малаховского рынка должен был появиться цирк. Но не срослось – развалился СССР, Союзгосцирк, началась перестройка и про все это забыли.

Что должно быть в цирке

В настоящем стационарном цирке обязательно должны быть следующие вещи:

— каучуковый манеж (мягкий и упругий),
— купол с развязкой для подвески (для воздушных гимнастов),
— тренировочный зал,
— конюшня для животных,
— помещение для клеток,
— небольшая гостиница при цирке.

В крупных современных цирках есть еще и сменные манежи с разными покрытиями – например, ледовыми, водными и так далее.

Факт

Ни в одном стационарном цирке России нет своей постоянной труппы – артисты все время меняются и переезжают с места на место, из города в город. Благодаря этому номера получаются почти что уникальными, нет "замыленности". Такой порядок в сфере искусства существует только в цирке.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость