Жизнь

Театр в камне. В Музыкальном установили полутонные панно из алтайских минералов

На парадной лестнице Алтайского музыкального театра установили панно в технике флорентийской мозаики. Мастера Колыванского камнерезного завода вместе с художником Николаем Зайковым создали их из 200-летнего порфирита и других минералов.

Панно в Музыкальном театре
Панно в Музыкальном театре
Виктория Белоусова

Живой камень

В этом году Музыкальному театру исполнилось 65 лет. К этой дате министерство культуры края подарило ему шесть каменных панно. Героями мозаики стали ведущие актеры театра разных времен в образах известных персонажей: Дюймовочка и Голубая дама (из одноименных спектаклей), Хава («Скрипач на крыше»), Арсена («Цыганский барон»), Валентина («Веселая вдова»), Лиза («А зори здесь тихие…»), Мариэтта и Филипп («Баядера»).

Задумка художника Николая Зайкова, который создавал эскизы для будущих панно, – в движении. Важно было изобразить героев так, чтобы они словно спускались или поднимались по парадной лестнице. При этом нужно было передать с помощью камня театральность артистов.

Илья Зуев, руководитель литературно-драматургической части театра говорит о мозаике:

Сложно подумать, что танец и песня могут быть в чем-то выражены, но теперь мы можем точно сказать, что синтетическое искусство музыкального театра присвоило еще одну грань – изобразительную, и мы воплотились в камне.

Панно в Музыкальном театре
Виктория Белоусова

Никаких выходных

На протяжении трех месяцев Колыванский камнерезный завод ваял панно. Более 15 человек работали над мозаикой без выходных. Николай Зайков начал работу еще раньше. Задумка появилась еще весной, а в августе на бумаге была готова первая композиция. Николай рассказывает:

Для того, чтобы выбрать образы, мы отсматривали весь архив театра. Это не только современные фотографии, но и негативы. Некоторые композиции составлены из разных временных периодов.

Здесь использована весь спектр цветовой палитры Колыванского завода. Это алтайские минералы: несколько оттенков порфирита, белорецкий кварцит, габбро диабаз и мрамор.

Два века ожидания

Красный порфирит – основной камень, который использовался при создании панно. Его добыли еще в 1807 году. Тогда из него хотели изготовить вазы, но императорский двор забраковал минерал. Так он пролежал 200 лет, пока его не привезли на Колыванский камнерезный завод. Спустя еще 17 лет камень превратили в панно.

Вес каждого панно от 430 до 530 кг, они разбиты на кессоны – сегменты. Цельное панно технически сделать не возможно, к тому же такое членение позволяет лучше распределить нагрузку камня на место установки.

Панно в Музыкальном театре
Виктория Белоусова
Панно в Музыкальном театре
Виктория Белоусова
Панно в Музыкальном театре
Виктория Белоусова

Крупнейшая и ярчайшая

Ххотя в технике флорентийской мозаики колыванским мастерам работать не впервой, Алексей Дорохов, директор камнерезного завода, расказывает, что все же был страх непреодолимости. Масштабы работы большие, а время ограничено. Но все справились на отлично, и мозаику удалось установить в юбилейный год театра. Стоимость всех панно – около семи млн рублей.

Николай Зайков рассказал, что эти панно – крупнейшая в Сибири монументальная живопись в камне. Возможно, мозаика будет иметь продолжение. Художник, увидев ее на стенах театра, решил, что неплохо было бы добавить деталей для цельности образов.

Одно дело, когда ты все только придумываешь на этапе проекта, а в реализации, когда работа в натуральном масштабе, может возникнуть желание что-то дополнить. Слава Богу не переделать.

Пока что основная идея – добавить на панно букеты, которые благодарная публика вручает артистам. Но это только задумка, ведь все сводится к финансированию.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость