Жизнь

Технология богдыхана

Владимир Овчинников
Владимир Овчинников
Олег Богданов

Книгу Владимира Афанасьевича Обручева «От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай» я, конечно, раньше не читал, но сейчас, собираясь на десяток дней в отпуск, скачал ее в свой букридер — устройство для чтения электронных книг. Решил, что описание впечатлений великого исследователя от путешествия в Монголию и Китай в 1892—1894 гг. в качестве геолога экспедиции смогут хорошо отвлечь от сиюминутной политической трескотни (жить стало лучше; вставание с колен; Россию окружают одни враги и т. п.).

Перед тем, как «поставить» книгу на отпускную полку, пробежал ее по диагонали. В итоге прочитал всю, не дожидаясь запланированного времени! Чтение, безусловно, на любителя, но вещь прекрасная, рекомендую.

Поводом же для данного текста послужил рассказ о системе обучения, услышанный г-ном Обручевым в Китае XIX века. Там в то время тоже происходила своеобразная модернизация — приспособление древней страны к реалиям крепнущего индустриального мирового общества.

С удивлением узнал, что «первичную школу проходят по возможности все мальчики в городах и селениях; только в мелких поселках и уединенных фанзах в глуши, не имеющих средств держать учителя, дети часто остаются неграмотными». После этого родители, имеющие деньги, пристраивали сына к какому-нибудь купцу, чтобы он совершенствовался в счете и письме и приобретал торговую сноровку.

Желающие получить первую из четырех степеней образования подвергались экзамену в своем уездном городе, власти которого назначали тему для письменной работы и давали день на ее выполнение; экзаменатором являлся литературно образованный чиновник, имевший звание «улучшателя учености».

Аналогичный порядок реализовывался и на других ступенях. Считалось, что чем выше полученная ступень, тем больше шансов занять место на иерархической лестнице (ну прямо Селигер какой-то!). На экзамен высокого уровня являлось до 5 000 человек, каждый из которых подавал 13 сочинений. Выдержавших испытания ждала пышная церемония чествования. «Имена выдержавших испытание объявлялись в полночь 10 числа 9 месяца глашатаем с высшей башни города; на следующий день списки их раздавались на улицах, рассылались во все города провинции и вывешивались при орудийных салютах в зале испытаний. Затем следовал банкет от города, на котором мандарины прислуживали чествуемым, а у входов стояли слуги в фантастической одежде с ветвями маслин — символом литературных успехов — в руках».

«Этот институт испытаний был учрежден для поднятия образованности и для того, чтобы высшие должности доставались только образованным людям, — пишет В.Обручев. — Но должности и даже ученую степень в Китае все так же получали за деньги, и это совершенно обесценивало смысл этого учреждения». Конец цитаты! Мечтаю, чтобы наша модернизация не закончилась подобным образом.

Важные новости, обзоры и истории Всегда есть, что почитать. Подпишитесь! Vkontakte Odnoklassniki Telegram

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость