Жизнь

Три года путешествовал по алтайскому старообрядческому Беловодью пермский писатель

Путешественник и писатель из Перми Александр Ситников еще в 2010 году начал свой путь по далеким таежным местам в Горном Алтае, где живут старообрядцы. Александр Борисович собирал здесь материал для своей книги "Дневник одного бродяги". И периодически знакомил с историями из своих путешествий читателей altapress.ru. Теперь писатель собирается домой и прощается с Беловодьем. Предлагаем вашему вниманию его итоговый рассказ о путешествии на Алтай.

См. ""Путешествие по всему Алтайскому беловодью". Пермский путешественник рассказывает об алтайских староверах".

См. ""Путешествие по всему Алтайскому беловодью". Затерянные во времени старообрядцы Берёзовой речки".

См. "Русско-алтайские индейцы из общины "Голубая скала". 20 лет спустя".

Александр Ситников,
путешественник:

Вот и закончилось моё путешествие по алтайскому Беловодью, которое я начал в 2010 году.

Вначале я планировал пройти по старообрядческим местам Южного Прибелушья, верхней Бухтармы, Убы и Уймонской долины, но путешествие показалось мне настолько интересным, что в 2011 я продолжил его и прошёл-проехал по местам проживания старообрядцев Хакассии и Тувы, а спустя год, в 2013, захватил ещё деревни и сёла юга Алтайского края.

Почему меня так заинтересовали старообрядцы?

За 3,5 века Россию вместе с нами так отформатировали и переформатировали, что мы уже и не знаем, кто мы и куда путь держим. А старообрядцы - живые носители истории и русских корней, которых государству так и не удалось загнать в свою матрицу (здесь и далее речь пойдёт о старообрядцах, живущих в труднодоступных местах). Они до сих пор живут по законам веры предков, не любят деньги и весьма настороженно относятся к бесконечным "достижениям" цивилизации. Ну, и легенда о Беловодье, сама по себе, очень интересная, недаром ею серьёзно интересовались многие известные люди - вот я и собрал рюкзак…

Спустя 4 года после начала путешествия позволю себе подвести некоторые итоги. Сначала – количественные. Настоящих, строгих в вере старообрядцев на Алтае осталось совсем немного. В деревнях верхней Бухтармы (прообраз Беловодья) их можно по пальцам пересчитать: в Коробихе – 6 человек, в Печи - 0, Язовой - 1, в Сенной, Белой, Фыкалке чуть больше, благодаря их труднодоступности.

Ещё один "угол" старообрядцев в Рудном Алтае - река Уба. В настоящее время на Убинских заимках старообрядцев практически нет. "Все старые и больные они перебрались к родственникам, поближе к городу". Несколько стариков живут в Карагужихе, в которой ещё совсем недавно не было ни связи, ни дороги, но и здесь в этом настоящем медвежьем углу современный Мир накрыл их с головой. Из космоса. На деревню с завидной регулярностью падают фрагменты ракет, и льётся ядовитый гептил. Вот и попробуй сейчас спрятаться от Мира! По земле не достанут, так из Космоса загадят.

В самом Риддире (бывшем Лениногорске) есть маленькая община поморцев, но их становиться всё меньше и меньше…

В деревнях юга Алтайского края: в Топольном - 3 человека, в Туманово - 4, в Тележихе - 3, в Черемшанке -1, несколько человек в Куяче…

В Уймонской долине … с десяток адресов дала мне Раиса Кучуганова, да человек 20-25 регулярно собираются в Усть-Коксе, "на моленья". Но даже среди них всё больше тех, кто так или иначе, обмирщился и это - общая тенденция, которая, как это ни странно, резко усилилась именно тогда, когда прекратились гонения, но появился "новый враг" - стремительная глобализация от которой нигде спрячешься.

Судьба словно продолжает испытывать старообрядцев… Бухтарминцам, например, и в страшном сне не могло присниться, что они, пришедшие сюда с центральных районов и северного Поморья и нашедшие здесь своё Беловодье, окажутся вдруг в Казахстане – мусульманской стране, где основанные ими сёла будут переименованы на казахский манер, а в русских избах станут жить казахи… "Как такое могло случиться?" – этот вопрос до сих пор болью отзывается в их глазах. Попутно замечу, что коренные алтайцы, тоже не согласны с тем, что всё южное Прибелушье, почему-то, вдруг, стало - казахским…

Основной фактор сохранения старой веры это изолированность и труднодоступность поселения. На Алтае таких изолированных поселений уже нет, они есть на границе с Хакасией и в Тыве, но это тема другой статьи. Забегая вперёд, скажу, что даже мои земляки Пермяковы, забравшиеся дальше всех в верховья малого Енисея, не могут чувствовать себя спокойно, выше их по течению уже нашли какое-то перспективное месторождение…

Что касается исторического аспекта старообрядчества…

Влияние русского Раскола середины 17 века на все последующие исторические события сильно недооценено. В истории же всё обусловлено. История - это единый процесс, в котором прошлое связано с настоящим (и с будущим) непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого. Государство исказило историю с Расколом и старообрядчеством, а сейчас просто замалчивает эту тему, как будь-то, старообрядчества в России нет совсем. Не потому ли, что русские старообрядцы со своим Беловодьем - это значительно глубже и серьёзнее чем нам кажется?..

Если внимательно проанализировать всю нашу историю, складывается впечатление, что "раскол" – фундаментальное состояние российского общества. В нашей стране его и прогнозировать не надо, рано или поздно "раскол" всё равно случиться, потому что, цепной механизм его давно запущен. Один "раскол" порождает второй и т.д. Раскол РПЦ середины 17 века, когда половина населения тогдашней Руси не согласилась с реформами, в этом смысле – начало конца, потому что именно тогда был повреждён русский корень и зародился затяжной недуг, постепенно ведущий от "расколов" к распаду. У нас же ни одной крупной реформы без крови не обошлось. Поспешные, неумелые, а порой, и преступные действия властей приводили к этому. Такое ощущение, что ведущий к самоуничтожению "раскол" просто заложен внутри нашего социального организма. В этой бы, истории болезни вовремя разобраться, но нашему "непогрешимому" государству до этого никогда не было дела. В конце концов, это привело к тому, что тяжёлую болезнь, просто загнали вглубь, и она приобрела хронический, неизлечимый характер с неблагоприятным прогнозом.

Главная причина всех наших "расколов" в том, что Русь-Россия никогда не была единым социальным организмом. Государство у нас всегда жило само по себе (отдельно) и людей за людей не считало, а народ в нём - сам по себе. Отчуждённость, разделённость властной бюрократии и народа – главная причина всех исторических бед и "расколов", основная вина в которых, конечно же, лежит на государстве, которое на протяжении вот уже нескольких веков ведёт настоящую войну против своего народа. И оно, наконец-то, победило: государства сейчас у нас много, а народа в нём практически - нет (народ бы давно поднялся).

"Первыми кто понял, что из себя, представляет российское государство и российское чиновничество, были старообрядцы" (Солженицын). Им ли не понять! Поэтому, не мудрствуя лукаво, они сразу ушли подальше от государственного произвола, страна без них резко ослабела. Недавняя "перекройка", с вопиюще несправедливой "прихватизацией" (грабежом) обще нажитого кучкой приближённых, лишь, последнее звено в той же исторической цепи. Она породила новый виток отчуждённости, новое напряжение между Народом и Властью, мы и не заметили, как вползли в новый социальный раскол по линии: бедные - богатые (мужик- барин), от которого ничего хорошего ждать, конечно же, не приходиться, поскольку историческая наследственность у криминального государства – тяжелейшая. Кстати, кержаки мне говорили, что в их старинных книгах написано и про нынешнее смутное время и про нынешнюю Власть тоже: ("сытый конь без узды"). Что касается нынешнего православия, то, по их мнению, в "нашей церкви Христа нет". Впрочем, у РПЦ всегда были свои святые, у РСПЦ - свои. Так они и живут, до сих пор, в расколе.

Сейчас все кому ни лень говорят о национальной идее. Ну чем не национальная идея – объединение народа и государства в единый социальный организм? - но куда там… Вместо этого, наше родимое государство (основной источник социальной напряжённости во все времена) вместо того чтобы покаяться за всё содеянное, опять начинает выискивать себе новых "врагов", а связанная с государством Церковь – "врагов православия", и сообща, снова да ладом, начинают бороться с лучшими русскими, как и было со старообрядцами три с половиной века назад. То есть, то старое, допотопное государство, никуда не делось, оно лишь по ходу времени меняло форму, но не суть и, наконец, "успешно" переползло в 21 век. Вместе с нами. Вот как дорого обходятся нам невыученные уроки и "глухое историческое беспамятство", намеренно культивируемое государством.

Что может дать история русских старообрядцев будущему поколению? Многое. Более сильного и продолжительного примера сопротивления государству во всемирной истории просто не найти. Мы даже представить себе не можем, что им пришлось вынести за три с половиной века гонений. Но история русского старообрядчества это не только религиозный, но социальный протест.

"Церковное диссиденство привело к диссиденству гражданскому. Неприязнь к церковной власти переросла в критическое отношении к власти вообще". "Старообрядчество – мощное движение социального протеста против "скорби и тяготы от тягла государственной казны, от злоупотреблений государственных чиновников, писцов и дозорщиков, от насилия бояр" (вам это ничего не напоминает?). Поэтому убежать в Беловодье было самой заветной мечтой русских мужиков. "Уйти дальше, как можно дальше от ужасной своей Родины"…

Со временем, государству, удалось - таки, загнать в свои рамки всех, кроме старообрядцев. И уже в наше время, видя, как быстро деградируют и спиваются некогда единоверческие деревни (при полной распущенности государства), их потомки вновь готовы собрать свои семьи и уйти на дальние заимки, чтобы сохранить в душе ту чистоту и то Беловодье, которое нашли на Алтае когда-то их предки.

Помню свой первый приезд в Уймонскую долину в 1978 году, где я сразу же услышал о том, что "здесь обосновались кержаки". Мол, это такие "нелюдимые и скупые раскольники-сектанты, которые если и дадут тебе воды напиться, то кружку после тебя обязательно выбросят". Ну, моё воображение и дорисовывало… Немудрено, что после такой характеристики туристы сами обходили кержаков стороной. На самом деле, оказалось, что именно среди "нелюдимых раскольников" я встретил самых добро - сердечных и чистых людей. Разница между нами большая: они – цельны, человечны, укоренены в земле, мы – фрагментарны, дегуманизированы, без корней, без веры и вне Природы.

Без веры, без мечты, без смыслов Мир стремительно мельчает и русские старообрядцы на его фоне вырастают почти до библейских старцев. Некоторые из них и жили - то до 110- -130 лет.

В их многострадальной судьбе есть многое из библейского сюжета: и страдания за веру и бесконечные гонения, и массовые самосожжения в знак протеста, исход, крёстный путь и бесконечный поиск своего заветного Беловодья – счастливой страны без государства… В общем-то, вся их многовековая судьба это и есть – русский библейский сюжет.

Вообще, где-то к середине похода у меня сложилось чёткое ощущение, что старообрядцы - то, поумнее нас с вами будут. Вот вы мне скажите, кто умнее, богатый учёный-атеист до бесконечности изучающий материальные частицы жизни или бабушка Аксинья, которая живёт в своей архаичной избёнке без электричества и просто верит в Бога?

Среди обычаев кержаков есть много просто полезных для здоровья. Настоящие старообрядцы питаются только своими продуктами, не курят, не пьют, не употребляют чай и кофе, которые "садят" сердце, вместо них пьют травяные чаи, используя мёд вместо сахара, воду берут из родника да при этом ещё и молитву читают, в результате чего вода меняет структуру и становиться, как бы, лечебной. Ну, так, кто же, из нас умнее? А мы, нехристи, всё ещё посмеиваемся над их отдельной водой, над их отдельной посудой… ну, а каждодневная молитва, даже если вы не особо верите, просто гармонизирует душевное состояние человека. Одним словом, у русских старообрядцев есть чему поучиться...

Во время общения с ними, мне не раз казалось, что они наперёд знают нечто такое, о чём мы, цивильные люди, пока даже не догадываемся. Лично мне, нравится их упрямое стремление к свободе и независимости от Мира. Одним словом, в Беловодье, я встретил умных, добросердечных и очень трудолюбивых людей; жить надо только своим трудом - закон для старообрядцев.

На глухих заимках без электричества я видел двух этажные дома с многодетными семьями, видел моторные лодки, различную технику, пасеки, высокие стога сена, большие теплицы и много скота… Оказывается, если трудиться каждый день, всё это можно заработать вне всякого государства. Государство работящему мужику не нужно, это работящий мужик нужен государству в качестве постоянного налогоплательщика. Государство не смогло "воспитать" старообрядцев, поэтому и преследовало их всюду, чтобы другим неповадно было. Не хочется громких слов, но мне кажется, что совестью русской нации, в конце - концов, оказались именно гонимые государством старообрядцы.

В век всюду победившего бабла, весьма удивительно, встретить вдруг упрямых архаичных гуманоидов, которые до сих пор считают, что человек это - искра божья, а не налогоплательщик. Как, правило, такой редкий вид встречается только в глухой тайге. Ну а где ему ещё сохраниться в наше время? Главные отличительные признаки этого реликтового, исчезающего вида людей – большая борода, ясные глаза и чистая душа. Ну и русская косоворотка ещё…

Вообще слово "кержак", "старовер", постепенно стало брендом на Алтае. Кержак - это надёжность, кержак - это качество, кержак не кинет. У кого самый лучший мёд? – у кержаков. Кто делает самые лучшие срубы и лишнего не запросит? - кержак. Даже власть имущие признали их уникальность. Некоторые сами приглашают вернуться староверов из чужбины и помочь своей загибающейся Родине. Одним словом, быть кержаком сейчас стало модно и престижно. Время наконец-то, всё резко очертило и расставило на свои места, правда, с очень большим опозданием…

Как известно, Бийск был для старообрядцев перевалочным пунктом. Именно по дороге из Бийска, они уходили в глубь алтайских гор, в поисках своего Беловодья. Здесь многие деревни основаны старообрядцами: Солоновка, Лютаево, Сибирячиха, Топольное, Дёмино, Туманово, Тележиха, Черемшанка…

Когда я проехал с Топольного, дальше на Усть-Кан, Усть-Коксу, в Уймонскую долину (второй прообраз Беловодья), я невольно воскликнул про себя: да это же реальная дорога в Беловодье! Туристский маршрут такой надо делать! Эх, ещё бы и верхнюю Бухтарму захватить...

В каждой из этих деревень есть разрозненные маленькие музеи или отделы при музеях. Их надо просто объединить в единую цепочку, в единый маршрут. Есть и люди, которые знают и могут рассказать о старообрядцах, причём, как меня заверили, не менее душевно, чем Раиса Павловна из Верхнего Уймона. В общем, самой жизнью здесь всё подготовлено для интересного и весьма познавательного маршрута.

А музей старообрядческой культуры надо делать в Топольном, и это не только моё мнение. Топольное сами старообрядцы называли - "кержацкий угол". Топольное – "кержацкий угол", а Верхний Уймон – "последний кержацкий угол" по дороге в Беловодье. Маршрут вырисовывается самым естественным образом, здесь, ничего и придумывать не надо. Осталось лишь вдохнуть в него жизнь. И это надо обязательно сделать, тем более что, из тех, с кем мне посчастливилось общаться в пути, около четверти, уже ушло…

В Топольном, например, есть два очень подходящих для музея строения: двух этажный купеческий дом, который каждую весну подтопляет и большой, почерневшей от времени, но очень крепкий амбар из лиственницы, сам уже как музейный экспонат. В нём может разместиться и музей и оригинальный выставочный зал одновременно, если переделать внутренние отсеки и застелить пол. По ходу можно совершать увлекательные горные туры. В окрестностях Топольного, например, очень интересная природа, а совсем рядом - Денисова пещера и водопад Шинок…

Последние старообрядцы уходят достойно и молча, как уходят большие деревья, уходят с одной лишь обидой, что "люди о них всей правды не знают". Пусть с большим опозданием, но надо воздать им должное. Хорошо продуманный и познавательный тур подошёл бы для этого как нельзя лучше. Тур со своими объектами, со своими ориентирами по ходу маршрута. Чтобы узнать, что это должны быть за ориентиры, надо лишь переговорить с местными краеведами, возможно, небольшие музеи объединить. В, общем, здесь уже почти всё готово для интересного туристского маршрута, а большой поминальный крест, символизирующий начало дороги в Беловодье за Белокурихой уже стоит...

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость