Уже работали
Илья Зуев, артист Алтайского музыкального театра, уже несколько лет работает с осужденными и помогает им творчески реализоваться.
«Я работал с этим контингентом и знаком со спецификой исправительных учреждений. И так получилось, что наш регион — единственный в стране, где занимаются такой волонтерской деятельностью», — делится артист.
Такие проекты проводились в других регионах точечно: поработали пару раз — и утихали. И только Алтайский край плодотворно занимается уникальной практикой. Илья Зуев хотел найти каких-то коллег-единомышленников. Нашел двух человек из всей страны, которые занимались этим эпизодически. Они были из Бурятии и Новосибирска.
«С осужденными тяжело работать не потому, что люди плохие, а из-за порядка в колониях: нужно проходить КПП, оставлять вещи, подпадать под режим дня. Ты тоже должен подчиняться правилам: соблюдать режим дня и не выходить за его рамки. А мы, люди творческие, не любим строгости», — рассказывает Зуев.
И министерство культуры РФ заметило, что искусство есть и за решеткой и теперь у обычной волонтерской практики есть возможность получить федеральный грант.
Поддержка и артисты
Социокультурная программа «Театр+Общество» — проект, который дает доступ к культуре и творческой самореализации разным слоям населения. В других регионах — это в основном работа с детьми с ОВЗ и инвалидами. А в нашем крае — творческие осужденные.
«В этом году реализовывать проект поручили нам — Ассоциации музыкальных театров. Суть нашей работы — это возможность показать свое творчество и приобщить к культуре разные социальные группы», — делится Наталья Зыкова, директор ассоциации.
Алтайский край входит в Ассоциацию музыкальных театров.
«С Ильей Зуевым мы знакомы давно, — говорит Наталья Зыкова. — Он рассказал о своей работе. Так мы и решили включить творчество осужденных в проект федерального гранта».
Фестиваль «Театр за чертой. Точка свободы» реализуют по программе «Театр+Общество». Его поддерживают министерство культуры Российской Федерации и Ассоциация музыкальных театров. А также УФСИН России по Алтайскому краю и НКО «Дорогою добра».
В исправительных учреждениях Алтайского края проходят мастер-классы от профессиональных театральных деятелей. Их ведут Илья Зуев, Татьяна Яковлева, руководитель плейбек-театра «Анапаит», и Алексей Хорьков, помощник режиссера Музыкального театра.
Спектакль во благо
Организаторы считают, что такие творческие проекты эффективны для социализации осужденных и помогают воспитывать толерантность к ним в обществе.
Работа проекта «Театр за чертой» — это форма поддержки, воспитательно-педагогическая деятельность, которая помогает осужденным адаптироваться к жизни после тюрьмы. Но процесс ресоциализации, возвращение обратно в социум, — это огромный вызов, особенно для мужчин.
Осужденные занимаются искусством при клубах исправительных колоний. Профессионалы знакомят их с основами актерского мастерства, театральной режиссуры и сценографии. Затем «актеры» с режиссером ставят спектакль.
Наталья Зыкова отмечает, что для профессиональных деятелей искусств — это «неизведанное поле»: совмещать творчество с психологией, помогать осужденным социализироваться.
Грантовую поддержку получат семь клубов в колониях Алтайского края.
Уникальность и система
Илья Зуев подробно рассказал о работе с осужденными, которая продолжается с 2019 года:
«Система не любит «не своих». Я не пытаюсь ничего демонизировать, но нужно понимать, что они живут по уставу. И нужно соответствовать, — говорит артист. — Но мне как-то удалось получить результат — регулярно репетировать и ставить спектакли».
Многие «актеры» уже освободились, и некоторые из них связали свою жизнь с театром: работают помощниками режиссера или осветителями.
«Это в основном молодые люди, с которыми я работал в первые годы. Они сидели по всем печально известной наркотической статье, — делится Зуев. — В их жизни не было планов остаться в криминале навсегда. Мои приезды и наша работа над спектаклями были напоминанием о том, что за решеткой для них все-таки есть жизнь. Она не кончилась. Можно идти дальше».
Осужденные живут надеждой, что они освободятся. Многие люди слабо представляют, что именно будет потом, когда они выйдут в общество. Театр же помогает забыть, что они находятся в тюрьме, становится поддержкой и направлением в будущее.
У Ильи Зуева был долгий перерыв, поскольку в колониях большая ротация: людей выпускают или переводят в другое место. И вот приходишь на репетицию, а там кого-то увели на свидание, а кого-то посадили в ШИЗО. И, как говорит Зуев, репетиции могут не состояться из-за «таких «замечательных» мелочей».
Клубная жизнь
Клубы в колониях — это маленькие пионерские лагеря с решетками, в которых не только театр. Артисту-волонтеру необходимо помогать устраивать концерты, проводить праздники и бракосочетания. Осужденные читают на сцене, музицируют. Кто-то учится работать в аудиопрограммах и делает радиопередачи.
Для тех, кто сидит в первый раз или недолго, это, можно сказать, место репетиции реальной жизни. А для таких людей, как из ИК-3, осужденных надолго, клуб функционирует по-другому. Туда приходят «расслабиться»: попеть песни, пообщаться.
«Наказание же не подразумевает вечные мучения. Жизнь продолжается, но она просто отрезана. И человека отличает искусство, стремление создавать его в своем мире, даже изолированном», — делится Илья Зуев.
Свои писатели и публика
Режиссеры ставят небольшие спектакли по произведениям алтайских писателей. Это либо Шукшин, либо Гребенщиков. «Они близки нашему региону», — отмечает Илья Зуев.
«Никаких поблажек я не делаю. Не говорю: “Ой, какой он бедный и несчастный раз оказался тут. Молодец, что выучили три слова”. Я не вижу разницы между осужденным и исполнителем. И репетируем мы как в театре. Начинаю иногда орать, как резаный. Ну, как обычный режиссер», — смеется артист.
Спектакли проводят в колониях, и местная публика скупа на эмоции. Заставить смеяться легко. Нет общей эмоции восхищения или проявлений сентиментальности. «У осужденных это не принято», — рассказывает Илья Зуев.
Сами «артисты» готовы к такой реакции, они лучше знают свою аудиторию. При этом искусство объединяет, и моменты напряженного молчания могут проследить и те, кто на сцене, и те, кто лицезреет.
Искусство не требует перевода и вовлекает всех, независимо от того, что человек сделал в прошлом. Оценить поступки людей мы не можем, но спектакль — да.
Поддержка и телевидение
Общая сумма гранта — 15 млн рублей. Каждый из проектов «Театр+Общество» в России получит свою смету. В Алтайском крае деньги потратят на творческую реализацию: осужденным закупят декорации, звуковое оборудование и сошьют костюмы.
Итоговые работы запишут на видео и в сентябре выберут лучшие. Кроме того, конкурсные работы будут транслировать во всех исправительных учреждениях региона посредством кабельного телевидения.