Жизнь

У НАТО март: по графику – бомбить

19 марта, когда авиация т.н. коалиции нанесла первые ракетно-бомбовые удары по Ливии, обозреватели отметили, что эта военная операция началась ровно в восьмую годовщину нападения натовцев на Ирак. А я вспомнил другую дату – 24 марта 1999 году, когда "те же и иже с ними" начали бомбардировки Югославии. Как-то на них март действует…

Андрей Никитин
Андрей Никитин

Прошлым летом ехал с экскурсией в монастырь Острог, где похоронен православный Святой Василий Острожский. Наш гид Саша – серб – в дороге рассказывал истории о монастыре, про святого, про окрестности – готовил нас к этому маленькому паломничеству: последние два километра пути до монастыря он рекомендовал туристам пройтись пешком по горам (монастырь расположен высоко на скале), чтобы почувствовать себя настоящими пилигримами. В общем, сходили, посмотрели, поклонились мощам. На обратном пути Саша спросил, хотим ли мы послушать про войну 1999 года (когда еще ехали в монастырь, гид показывал аэродром возле Подгорицы, который разбомбили натовцы, и пообещал на обратном пути рассказать про войну). Дорога была длинная, согласились послушать.

Саша не стал мучить нас цифрами и фактами, как ветеран на встрече со школьниками: "Силами 22 армии при поддержке артиллерии и авиации и т.п.", а рассказал личную историю про то, как он носил отцу еду на один из сербских заводов. НАТО тогда бомбило не только военные объекты, но и гражданские. И рабочие завода решили остаться на своем предприятии в качестве живого щита. Отец Саши тоже вместе с коллегами защищал свое рабочее место буквально "грудью".

Они жили вокруг корпусов завода во время этих бомбардировок. И, когда приближались самолеты НАТО, вставали плечо к плечу и ждали – будут бомбить или нет. Много раз над их головами пролетали американские и европейские летчики, так и не рискнувшие сбрасывать бомбы на "живой щит". А отец Саши и его друзья каждый раз вставали и прощались с жизнью. Изо дня в день, в каждый налет.

…Мы ехали из монастыря, который построили так высоко, что его так и не смогли взять приступом враги. И даже единственный снаряд, который влетел в Острог в мировую войну, так и не разорвался в обители Святого Василия.  Я, естественно, находился под впечатлением от всего увиденного и услышанного о том, что это святые мощи сохранили монастырь, и думал про Сашиного отца и его товарищей, что они тоже совершили в 1999 году своего рода коллективное чудо - завод так и не разбомбили.

Над ними с ревом проносились натовские самолеты, а они стояли… Я даже представить себе не могу, что творилось в душе каждого из них. Что чувствовал Саша, когда нес отцу сумку с едой, о чем думала Сашина мать, когда собирала мужу эту сумку…

А вот то, что сейчас делают с мирными жителями и войска Каддафи, и повстанцы, а также добавляют бомберы и ракеты "коалиции", можно себе представить, посмотрев на снимки жертв бомбардировок, сделанные в Сербии в 1999-м. Жертвам уже все равно, кто - кровавый диктатор или пламенные бойцы деминтерна...

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость