На обращение проекта газеты "Свободный курс" "Книга памяти, том 10-й" о розыске родственников алтайского фронтовика Ивана Петровича Кочерга, останки которого найдены в Ленинградской области, откликнулась его сестра Надежда Петровна Плотникова. Та самая Наденька Кочерга, которую в 1942 году в четырехлетнем возрасте после смерти матери якобы удочерила супружеская чета врачей из-под Барнаула.
На самом деле все оказалось совсем не так и гораздо драматичнее, чем рассказали поисковикам односельчане Надежды из с. Гусиная Ляга Бурлинского района.
После смерти матери девочка попала в детский дом в другом селе района – Устьянке, а по выходе из него, не имея ни достаточного образования, ни связей, нанялась в няньки в райцентре. Пробыв в "наймичках" два с половиной года, устроилась уборщицей на железнодорожном вокзале. Но вскоре сбежала оттуда "на целину" – принимала и подрабатывала зерно, разгружала и грузила вагоны на элеваторе в Камне-на-Оби. В 1964 году перебралась на север Томской области, в пос. Центральный Верхнекетского района.
До 1988 года работала в леспромхозе на самых тяжелых "мужских" работах: лесосеке, молевом сплаве, обрубке сучьев. К пенсии заработала звание заслуженного ветерана труда и большой букет болезней. Была замужем, родила дочь. Имеет четырех внуков, двух правнуков… и одинокую старость. Дочь, внуки и правнуки живут в другом месте.
Со старшим братом Василием, с которым вместе жила в родительском доме в военную пору, связь у Надежды Петровны давно прервалась. После службы в армии Василий остался в Комсомольске-на-Амуре, звал ее к себе, но она не поехала. С тех пор уже почти 50 лет ничего о нем не знает...
Погибшего брата Ивана Надежда Петровна не помнит совсем, у нее нет даже его фотографии. Имя своей матери узнала от поисковиков – случайных в ее жизни людей накануне своего 72-летия.
Война катком прошлась по семье и ничего от нее не оставила. Стерла лица, имена, даты – память. Это пострашнее смерти. Но, прочитав в газете "Заря Севера" Верхнекетского района Томской области обращение алтайских поисковиков, Надежда Петровна поняла: ищут ее (!) и с радостно бьющимся сердцем заторопилась в администрацию пос. Центральный…
– Сегодня память по кусочкам возвращается ко мне, – призналась она в телефонном разговоре с корреспондентом "Свободного курса". – Спасибо всем, кто нашел останки брата, перезахоронил их, кто принимал участие в моем поиске на Алтае, в Томской области, по всей стране.
– Это действительно был всероссийский поиск, – считает Игорь Михайлюк, командир отряда "Зов" Кингисеппского района Ленинградской области, нашедшего останки алтайского солдата. – Спасибо всем, кто подхватил нашу эстафету. Получается, что все вместе мы не просто нашли без вести пропавшего фронтовика и его родственников, а воссоединили семью, вернули ей связь поколений. Будем рады, если кто-то из родственников Ивана Петровича Кочерга приедет на его могилу в Ивангород. Встретим как дорогих гостей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале