"Алтайский край действительно является зоной одаренности, - утверждает Зоя Сбитнева, председатель краевого объединения "Одаренный учитель - одаренный ученик". - Если в среднем по России одаренных детей около 3%, то в Алтайском крае этот показатель приближается к 6%".
У Нины Ильючевой несколько другие цифры: во всем мире суперодаренных детей 3%, в Алтайском крае - 4%. Но здесь разница даже в один процент весьма существенна. Этим данным можно верить - они подтверждены не одним исследованием. Даже в США признали, что на Алтае одаренных детей больше, чем в других регионах.
Почему наши дети самые умные
- Американцы спрашивали у меня: "Почему у вас столько талантливых детей?" - говорит Нина Ильючева. - На мой взгляд, на это влияет сразу несколько факторов. Прежде всего в Сибири никогда не было рабства и крепостного права. Поэтому здесь всегда жили люди свободные и независимые, с большой силой воли. Поколения меняются, а традиции сохраняются. Кроме того, на Алтае живут представители 120 национальностей. Зачастую одаренные дети выходят как раз из многонациональных семей.
И, безусловно, велик вклад наших педагогов. С одной стороны, у нас очень сильные традиции - еще в 1937 году наши дети принимали участие в различных олимпиадах. А с другой, в Алтайском крае работают очень творческие педагоги. Постоянно применяют новые технологии. Например, последние успехи наших информатиков на международном уровне (трое студентов АлтГТУ завоевали "золото" на чемпионате по программированию в США в апреле. - Прим. ред.) были возможны только благодаря одаренным преподавателям.
Что такое одаренность?
- Моя концепция такая: каждый ребенок, рожденный без органического повреждения мозга, одарен от природы! - говорит Нина Ильючева. - Но если этот дар не развивать, со временем он пропадает. Представляете, что мы теряем?
- Одарен тот ребенок, у которого что-то получается легко по сравнению с другими детьми, - считает Елена Погожельская, заведующая отделом поддержки индивидуальных дарований Алтайского краевого детско-юношеского центра. - Нам ближе всего не академическая, а творческая одаренность. Что ребенок талантлив, понятно не столько по тестам, сколько через деятельность. Тесты могут показать, что ребенок одарен, но развивать его может только практическая деятельность. Или социальная среда, в которой он находится. Для этого дети должны иметь контакт с такими же творческими, но уже состоявшимися взрослыми людьми.
Как распознать?
Признаки одаренности проявляются очень рано - их можно заметить уже в три года. Такой ребенок задает очень много вопросов, у него хорошая память, он все время что-то придумывает.
- Чтобы выявить одаренность у ребенка, надо смотреть на то, что у него получается легко, - говорит Елена Погожельская. - Причем это стремление никак не стимулируется со стороны взрослого, в какой-то момент оно возникает само по себе.
Если давать ребенку сложные программы, то совсем не обязательно, что он захочет этим заниматься. Может получиться, что его просто "перекормят". Например, у нас была одна мама, которая обучала свою дочь по системе Домана. С двух месяцев она показывала ей картинки, которые несли культурно значимое содержание, давала сложные термины. Или рассказывала младенцу о картине "Джоконда" Да Винчи. Это привело к тому, что ребенок впал в состояние аутизма. Девочка оказалась пресыщена информацией, из-за чего у нее появился заслон для получения новых знаний.
Поэтому нельзя предоставлять ребенку знания в готовом виде. Надо идти по естественному пути. Сначала у маленького человека должна появиться потребность в знании, а потом пусть он самостоятельно пройдет путь к нему.
Кто этим занимается?
Еще в 1999 году инициативные учителя создали общественную организацию "Одаренный учитель - одаренный ученик". Цель организации - не только развивать талантливых детей, но и выводить их на российский и международный уровень. Специально для этого был создан банк одаренных детей - сегодня их насчитывается уже около тысячи.
Как складывается их жизнь?
По словам Зои Сбитневой, все без исключения дети, попавшие в банк одаренных, поступают в вузы. Многие, съездив на ежегодный форум "Одаренные дети" в Москву, потом учатся в столице.
Но большинство детей остаются в Алтайском крае. Во многом этому способствует совет попечителей при АКОД "Одаренный учитель - одаренный ученик" - они не только платят стипендию за все время обучения, но и предоставляют впоследствии рабочие места.
Эрнесто Санчес, выпускник школы № 6 г. Рубцовска
Эрнесто, пожалуй, самый известный одаренный ребенок из Алтайского края. В 11 лет написал теорию создания холодильных установок без электричества и конденсаторов. Он же придумал трехмерный телевизор - над этим долго бились японцы. В 12 лет поступил в МГТУ им. Баумана. Сейчас он учится на 3-м курсе, у него своя лаборатория, и им уже интересуются ученые военно-промышленного комплекса.
Сергей Гращенко, выпускник 123-й гимназии г. Барнаула
В 14 лет окончил гимназию с медалью, после чего поступил в МФТИ - ведущий технический университет России. В 18 лет уехал в аспирантуру в США, запатентовал несколько открытий.
Борис Зыбайлов, выпускник 22-й гимназии г. Барнаула
Еще в школе сделал важное открытие по химии, впоследствии защитил докторскую диссертацию. Борис - ученик Раисы Коркиной, воспитавшей не одного гениального химика. "Я много знаю талантливых педагогов, но это гениальный, - рассказывает Нина Ильючева. - Американцы готовы были голову отдать за то, чтобы она написала им книгу по химии. Многие ее дети учатся в Москве, и все себя оправдывают".
Олег КОПЫЛОВ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале