За краевой детской клинической больницей застройка... Плотнее некуда. Кроме двух кооперативов-оппонентов "воткнуты" еще два. Тот, что под номером 521, стоит, по сути, на больничной земле да еще и впритык к школьной ограде.
Сергей Дуничев,
председатель кооператива № 70:
Этот участок предназначался для вертолетной площадки.
Но в лихих 1990-х у медиков нашлись дела поважнее "аэродрома": гаражные боксы. Вот и построили кооператив на 50 боксов для работников больницы и прочих желающих. Ну а ездить стали через больницу.
Второй участник конфликта под номером 70 в этом лабиринте самый большой (250 боксов) и самый старый: построен он был в далеком 1978 году по разрешению горисполкома. Его обитатели помнят гаражный бум 1990-х. Помнят, как вокруг них начали вырастать кооперативы, получавшие разрешения уже постфактум.
На правила и нормы их строители после отмены советской власти, похоже, махали рукой: "Как-нибудь узаконим". И узаконивали. Что и неудивительно: в числе владельцев машиномест в каждом из кооперативов замечены были и тогдашние чиновники…
И все же 10 лет жили соседи мирно: у 70-го был свой въезд-выезд, у 521-го свой. А несколько лет назад в больнице заявили: ездить через ее землю нельзя, хватит. К тому времени, кстати, многие боксы здесь были перепроданы немедикам.
Иван Зайцев,
главврач больницы:
Антитеррористическая комиссия заставила нас поставить забор и шлагбаум. Комиссия выявила у нас нарушения, передали документы в прокуратуру, прокурор подал в суд, и я заплатил штраф.
Линия защиты
Оказавшись в тупике, бывший "медицинский" кооператив присмотрел проезд, по которому курсируют машины соседа. Правда, расположен он на возвышении, так что для проезда на желанный участок дороги нужен спуск. Маршрут – аккурат по погребам ветеранов из соседнего кооператива.
Активисты из 70-го объясняют мне ключевые пункты линии защиты от вторжения соседа. Погреба – это раз: они закон не нарушают. Второе и главное – безопасность.
– По нормативу при выезде из гаража с поворотом, как у нас, ширина проезда должна быть 7,7 метра, а у нас осталось четыре с половиной, – говорит Юрий Бурый из 70-го кооператива, до пенсии преподаватель курса эксплуатации машинно-тракторного парка.
Три метра, как выясняется, "отъел" у проезда другой сосед – на тот момент филиал Юкоса. Поставил забор, закрепил за собой территорию, и, простите, плевать он хотел на нормативы.
– У нас здание с подземной частью. Уклон очень крутой, машины выезжают на дорогу на большой скорости, а обзор закрыт. Если будут еще 50 соседских машин ездить, до столкновений недалеко, – объясняет активист.
– Нас вызывали в прокуратуру по жалобе соседей, мы все рассказали и спросили: "Мы хоть что-нибудь нарушаем?" Нам ответили: "Ничего", – добавляет Сергей Владимирович.
Безвыездное положение
В кооперативе № 70 уверены: у соседей есть другой маршрут выезда – через другой кооператив. И он совершенно безопасный. Сергей Владимирович показывает мне этот проезд: все верно. Только вот его председатель настроен очень уж агрессивно:
– Это наша земля! – Председатель сдвинул брови – не подойти.
Но оппоненты из 521-го настаивают, что положение безвыходное... Точнее, безвыездное.
– Нет у нас другого проезда, там больница, тут еще одна, а здесь другой гаражный кооператив, с ним тоже пришлось бы судиться, – полагает Владимир Бокарев из № 521-го.
За четыре прошедших года они обращались и в арбитражный суд, и в суд общей юрисдикции, прошли по две инстанции. Требовали дать проезд – везде проиграли. Чего это стоило их соседям?
– Я на суде инфаркт получил, вышел и упал, – говорит Юрий Бурый.
Нынче летом председатель 521-го обратился за помощью в Главное управление имущественных отношений: ведь земля, на которой расположен спорный проезд, принадлежит государству, а "номер 70" ее только арендует. Там подготовили соглашение о сервитуте, но соседи его не подписывают. В управлении отмечают: спор этот далеко не единичный, но, пожалуй, самый сложный.
Пока же автовладельцы из "запертого" кооператива пробираются через больничную землю. Понятно, что временно. И недавно они вновь подали иск в суд: требуют установить сервитут на все тот же проезд. Юрист Дмитрий Бобров, представляющий интересы кооператива, говорит, что судебная практика изменилась, поэтому решение на суде теперь уже будет найдено.
– Земельный участок кооператива примыкает к больнице, школе и кооперативу № 70. Вы как думаете: проезд делать через школу или все же через ПГК–70? – спрашивает он. – Худой мир лучше доброй ссоры, надо договариваться.
Юрист не видит на схеме территории других вариантов. И если экспертиза покажет, что альтернативы нет, сервитут будет установлен на этот спорный проезд. Но будет ли это справедливо?
Справка
Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Доуплотнялись
Гаражно-погребной бум 1990-х годов расхлебывать придется еще, видимо, годами. Тогда, если помните, люди хватали кто что мог: гаражи, участки, погреба. Как рассказывает Сергей Боженко, в те годы главный архитектор Барнаула, с капитальными сооружениями все было более или менее нормально: администрация города заставляла их оформлять всю документацию. А вот разрешение на временные объекты давали в администрациях района. И бывало так: разрешение дали на временные металлические боксы, а хозяин ставит железобетонный да еще на фундамент. Потом умудрялись самовольно подводить электричество, воду, некоторые подключались к теплоцентрали, ставили гаражи на инженерных сетях. А затем узаконивали.
Самое важное - в нашем Telegram-канале