Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
3330

В годы войны на Алтае снимали «Кощея Бессмертного»

65 лет назад режиссер Александр Роу закончил работу над фильмом-сказкой «Кощей Бессмертный», съемки которого проходили в Озерках Тальменского района. Спустя год, 9 мая 1945 года, фильм впервые показали в Барнауле в кинотеатре «Родина». Газета «Свободный курс» вспоминает историю, связанную с этой сказочной картиной.

Место съемок

Озеро и то место, где снимали фильм, в Озерках до сих пор так и называют — Кощейка.

— Прежде его называли Большое Займище, — рассказывает Елена Огнева, заместитель директора по науке Алтайского государственного музея истории, литературы и искусства. — Именно благодаря озеру во многом и создавался в фильме образ Руси — величественный, поэтичный, берущий за душу.

Выбор места съемок для Александра Роу был принципиальным моментом. Он намеренно привез на Алтай съемочную группу, хоть в военные годы это было и недешево, и непросто. По воспоминаниям сценариста Владимира Швейцера, Роу очень впечатлила алтайская природа — папоротник по грудь коню, залитый солнцем лес.

На Алтае снимали первую часть фильма — сцену русского праздника в посаде и нападение на него слуг Кощея. Посад не был макетом — все постройки возводили из настоящего дерева. Лес для стройки члены киноэкспедиции заготавливали сами, но помогали жители Озерок — возили его на место съемок на коровах.

Вторую часть фильма, в которой Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кощеем Марью Моревну, снимали в Таджикистане.

Спецэффекты

В «Алтайской правде» в июле 1944-го было напечатано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста».

Местные жители участвовали в массовых сценах, одна из самых эффектных — нападение слуг Кощея на посад. По замыслу режиссера в огне должен был погибнуть декорационный городок. Более того, нужно было организовать поджог пшеничного поля — в войну дело, в общем-то, немыслимое. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей, режиссер Роу специально писал в Сов­нарком. Ни о каком втором дубле не могло быть и речи! Чтобы показать сцену во всей красе, операторы вели съемку одновременно с трех точек, а за масками слуг Кощея скрывались алтайские парни.

В съемках на природе, кстати, и было ноу-хау Александра Роу: прежде считалось, что условное действие сказок должно происходить в условных же декорациях. А Роу первым «вывел» сказку в леса и поля.

Майская премьера

Профессиональные актеры, которые приехали на Алтай в составе киноэкспедиции, — Сергей Столяров, Галина Григорьева, Иван Рыжов. Члены постановочной группы жили в детском доме — по воспоминаниям, между ними и местными жителями были очень теплые отношения.

Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, вместе с Александром Роу приехали в Барнаул на премьеру фильма. Правда, первыми картину увидели все-таки жители Озерок — это была благодарность за помощь в съемках. Считается, что в барнаульском кинотеатре «Родина» фильм впервые показали 9 мая 1945 года.

— На самом деле, подтвердить этот факт документально нельзя, но называют обычно эту дату, — говорит Елена Огнева. — Все газеты за май 1945-го изъяты органами, их нет ни в архиве, ни в библиотеке.

Зато доподлинно известно, что сразу после барнаульской премьеры «Кощей Бессмертный» отправился в Рим и был включен в конкурсную программу первого послевоенного кинофестиваля.

Объявление в «Алтайской правде», 1944 г. (№ 131) — 4 июля:

Киноэкспедиция «Союздетфильм» покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования «Киноэкспедиции «Союздетфильм».

Режиссер и актеры

Александр Роу — помимо «Кощея Бессмертного» создал такие сказки, как «Марья-искусница», «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса» и другие.

Сергей Столяров (Никита Кожемяка) — снимался в фильмах «Цирк», «Василиса Прекрасная», «Илья Муромец», «Тайна двух океанов». За роль в фильме «Садко» получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале.

Галина Григорьева — работала в Театре-студии киноактера, Московском театре им. Маяковского. В кино помимо Марьи Моревны запомнилась ролью Маши в картине «Дубровский».

Иван Рыжов — снимался с 30-х по 90-е годы прошлого века.

Справка

Кощей в сказке Роу — можно сказать, эталонный парень. Артист Георгий Милляр, который исполнил эту роль, незадолго до съемок перенес малярию. «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. — У моего Кощея был голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и тупой выдающийся подбородок, он был в пластмассовом панцире, из которого росли острые костяные крылья».

Замысел картины возник в самом начале войны. Осенью 1941-го режиссер Роу и сценарист Швейцер в Москве во время бомбежек писали киносценарий с рабочим названием «Конец Кощея». По сути, фильм сказочным языком описывал то, что происходило в действительности: «Как гром с ясного неба упал на Русь Кощей Бессмертный, поджег наши дома и хлеба, людей повырубил и жен живыми угнал многие тысячи». Но в итоге наши победили. Так же, как в жизни!

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Комментарии
Новости
Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Расскажи новость