Жизнь

Ветхий ажур. Издан каталог "Памятники деревянного зодчества Барнаула"

– Практически все крупные сибирские города сегодня ведут реставрационные работы по деревянному зодчеству, даже в тундре стали создавать заповедные зоны, а мы до сих пор сподобиться никак не можем, – заметила на одном из "круглых столов", посвященных облику краевой столицы, искусствовед Тамара Степанская.

Марина Целищева,
заместитель директора НПЦ "Наследие":

Издание каталога деревянных памятников – один из этапов долгосрочной целевой программы „Культура Алтайского края“.

До недавнего времени даже информация о памятниках городской деревянной архитектуры в краевом центре была неполной и разрозненной. В начале прошлого года сотрудники "Наследия" приступили к их систематизации и учету.

– Наши специалисты обследовали и сфотографировали памятники, изучали архивные материалы, составляли подробную документацию, – говорит Целищева. – В новом издании представлена справочная информация о 64 объектах городской деревянной архитектуры – тех, что поставлены на государственный учет как памятники архитектуры и истории.

Потерянные особняки

Среди описаний объектов можно найти и крупицы уникальной исторической информации.

К примеру, о красивейшем деревянном здании, прозванном "особняк купеческий", еще недавно стоявшем на пересечении Гоголя и Социалистического. Выяснилось, что в 1912 году барнаульская городская управа разрешила "производство построек" священнику отцу Митрофану (Новикову). Фасады его красивой двухэтажной усадьбы были богато декорированы резьбой. Отец Митрофан, служивший "законоучителем" при Народном доме, помещения в своем доме сдавал в аренду. В 1920 году постройки усадьбы, как и многие другие богатые здания Барнаула, были национализированы, часть их была занята под воинский постой, часть – под военный госпиталь. Позднее в бывшем новиковском доме располагались городское коммунальное хозяйство, хлебный магазин, парикмахерская, другие конторы...

А три года назад, в 2009-м, архитектурный памятник регионального значения был демонтирован. В каталоге абстрактно сказано, что предполагается его воссоздание на новом месте. Когда это произойдет и произойдет ли, никто не знает.

– На территории бывшего особняка Новикова, названного в документах как "особняк купеческий", сегодня построено частное здание из красного кирпича, – рассказывает Марина Целищева. – Его хозяевам разрешили построить с условием восстановления памятника архитектуры на новом месте. Но земельный участок для постройки им до сих пор не предоставлен…

Еще один исчезнувший барнаульский памятник – знаменитая гостиница "Империал", располагавшаяся на Малой Олонской, 28. Здание было построено в начале прошлого века по заказу владельца доходных домов Кузнецова. В 1996 году уникальная постройка была передана в частную собственность и реконструирована. Но простояла недолго: сгорела в декабре 1997 года...

На тонущем корабле

У большинства из оставшихся в живых памятников деревянного зодчества более 50 процентов износа. При этом 36 из этих зданий – жилые дома.

Среди них знаменитый дом на Ползунова, 56, построенный по заказу статского советника Александра Лесневского, проживавшего в Барнауле с 1890 по 1916 год. Александр Адольфович был и крупным общественным деятелем, избирался городским головой. Когда-то его двухэтажный асимметричный и выразительный дом, чем-то похожий на корабль, стоял на берегу городского пруда, давно исчезнувшего.

Петр Анисифоров,
архитектор:

Такого дома, выполненного в стиле модерн, нигде нет. Но удивительная постройка находится в аварийном состоянии.

– Сегодня в бывшем доме Лесневского 12 приватизированных квартир, и по федеральному законодательству ответственность за здание несут сами жильцы, – говорит Марина Целищева. – Откуда они возьмут деньги на реставрацию памятника? Без принятия решения о выделении на реставрацию уникальных домов целевых денег мы потеряем это здание, как и многие другие.

Еще один из "охраняемых" памятников начала ХХ века гибнет буквально на наших глазах. Старый дом на пересечении проспекта Красноармейского, 16 и улицы Никитина, 103 уже четыре раза горел. Теперь его обитатели вынуждены жить на съемных квартирах, у знакомых, теряя надежду на восстановление жилья. Проблема в том, что дом, который является объектом культурного наследия, снести нельзя, а восстанавливать его ни город, ни край не желают. Вернее, желают, но за счет девяти собственников, большая часть которых люди малоимущие. Восстановление этого памятника архитектуры, последний капитальный ремонт которого проводился в 1965 году, оценивают в сумму от 12 до 20 миллионов рублей.

– Горожане, приватизировавшие квартиры в подобных домах, оказываются в незавидном положении, – комментирует Марина Целищева. – Для реставрации требуются большие вложения, которых у жильцов нет. Но и снять с полуобгоревшего дома статус памятника не так просто. Так, например, сгоревшую гостиницу "Империал" (памятник федерального значения) нам до сих пор не снимают с учета, хотя на его месте давно построен супермаркет...

Спасутся немногие

– Есть и редкие позитивные примеры, когда памятники деревянного зодчества реконструировали, – заметила Марина Александровна. – Так, например, жилой дом на площади Баварина, 17 (Гуляева, 5) был восстановлен в 2003 году ГУП "Алтайавтодор".

Дом Носовича был воссоздан на новом месте при участии "Спецпроектреставрации" (правда, воссоздана только часть здания). Здание женской гимназии на Пушкина, 69 также было реконструировано частным собственником по проекту НПЦ "Наследие". Но большинство уникальных деревянных домов продолжает ветшать в ожидании инвесторов и целевых программ.

В 2012 году НПЦ "Наследие" подал заявку на участие в краевой инвестиционной программе (речь идет о подготовке проекта реконструкции гимназии Будкевич (Красноармейский, 14).

Юрий Булавин,
архитектор:

Ситуация с памятниками деревянной архитектуры, на мой взгляд, просто жуткая. Властям абсолютно наплевать на старый город. "Наследие", конечно, молодцы, что сделали каталог, но нескольких домов, которые в этом же каталоге значатся, уже нет... Если не будем бороться, то лет через 15–20 мы забудем, что такое старый город.

Петр Анисифоров,
вице-президент Союза архитекторов России, председатель алтайской организации Союза архитекторов РФ:

Каталог зафиксировал памятники еще раз. И это хорошо. Но нужны следующие шаги. Это соборное дело – спасти старый город, общее дело всех: и администрации города, и края, и общественности. На одном энтузиазме мы его не спасем. Только можем "караул" прокричать, но это неприлично.

Факт

В этом году планируется также провести "инвентаризацию" бийских памятников деревянного зодчества, поставленных на государственный учет. В Бийске подобных памятников намного больше и состояние их не менее плачевно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость