Вырастить инженера
Как на Алтае создают сеть центров технического образования для школьников
Сеть учебных площадок для школьников «STEM-центр»
Год создания: 2017.

Компетенции основателей. Александра Акимова более семи лет жила в Англии, Швеции и США, где изучала менеджмент в двух университетах и бизнес-школе, а также работала в различных сферах (HoReCa, IT, инвестиционные проекты). Также она окончила АлтГУ по специальности «прикладная информатика в экономике». Алена Карамзина изучала рекламу в АлтГУ, работала с крупными общероссийскими интернет-проектами, в 2018 году окончила обучение по направлению «руководитель образовательной организации».

Основные активы.
Два офиса в Барнауле, укомплектованные для занятий по всем направлениям специализации «STEM-центра». Авторская программа, рассчитанная на детей с четырех лет. В штате семь сотрудников с разным форматом занятости (полная и частичная).

Социальный эффект.
Дети получают навыки, востребованные в современном обществе, на базе междисциплинарного подхода. На базе полученного в Барнауле опыта предприниматели намерены открывать центры в районах Алтайского края и расширять образовательные возможности сельских детей. А также создать интересные вакансии для молодых специалистов-педагогов и тем самым «задерживать» их в деревне. Планируется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предоставление им скидок на обучение.
Уже два года в Барнауле работает «STEM-центр», где школьников обучают видеть взаимосвязь между разными областями знаний и создавать инженерные проекты. Методика центра хорошо себя зарекомендовала, и его основательницы, Александра Акимова и Алена Карамзина, мечтают открыть сеть таких учреждений по всему Алтайскому краю. Это позволит сделать дополнительное образование по востребованному направлению доступным в самых удаленных уголках региона.
Недостаток инженерных кадров — одна из ключевых проблем российской экономики последних лет. Все больше людей задумываются, каким образом обучать детей, чтобы привить им интерес к техническим специальностям. Одно из решений — STEM-образование.

В аббревиатуре STEM зашифрованы четыре области знаний — естест­венные науки, технологии, инжиниринг и математика (от англ. science, technology, engineering, mathematics). Ее придумали в конце 1990-х годов в США на совещании Национального научного фонда.

Это специальная методология обучения, которая помогает школьникам и студентам увидеть, как при реализации практических проектов переплетаются знания из разных областей. Александра Акимова узнала об этом подходе во время жизни и учебы за рубежом. Потом уже в России она нашла франшизу и вместе с партнером Аленой Карамзиной открыла секцию в Алтайском крае.
«Как член жюри и как мама я присутствовала на многих защитах исследовательских проектов детей. Часто было не понятно, сам ли ребенок сделал проект. Он выходит и произносит заученную речь. Складывается ощущение, что написал ее взрослый. Многие дети не умеют рассказывать, что они делают и почему, их этому не учат», — говорит Александра Акимова.

По ее словам, ни одно направление науки и техники не работает отвлеченно, всегда нужно понимать смежные области. «Если мы говорим о робототехнике, то не можем не знать основ инженерии, электротехники, конструирования, моделирования. При программировании часто нужны знания физики. Мы обучаем детей именно в таком ключе, — объясняет Александра. — И обязательно учим их защищать и обосновывать свои проекты».
До
100
человек принимают участие в выездных мероприятиях «STEM-центра»
В барнаульском «STEM-центре» преподают четыре дисциплины — инженерию, программирование, робототехнику, 3D-моделирование. Уже в первый год ребята изучают проектный формат работы, но в рамках одного направления. Во второй год их проекты затрагивают уже все четыре направления.

«Мы предлагаем ученикам посчитать, сколько стоит их проект. Каковы затраты на дерево, картон, электро­энергию и другие ресурсы? Потом спрашиваем: а ваша работа? Они удивляются: какая работа — один проект. А если тебе их завтра тысячу закажут, тоже бесплатно будешь делать? Тогда они задумываются: а ведь правда», — говорит Александра Акимова.
Кроме технических навыков в «STEM-центре» развивают так называемые soft skills — человеческие качества, которые помогают в работе и жизни. Среди них умение общаться и работать в команде, ответственность, креативность и другие. Программы центра очень гибкие, они часто меняются, чтобы подстроиться под потребности детей. Занятия проходят в игровой форме, поэтому скучать на них не придется.

Сейчас в городе работает два «STEM-центра», в них обучается порядка 80 детей. Александра Акимова и Алена Карамзина ищут инвесторов, чтобы увеличить количество площадок. Их ближайшая цель — открыть центры в пригородных поселках Барнаула, ведь даже там выбор мест для дополнительного образования школьников невелик.

Но мечта предпринимательниц — создать сеть обучающих центров по всему региону. Чтобы и у детей из сел были возможности развивать инженерные таланты. «Наша цель — показать, что современные технологии позволяют получать образование вне зависимости от того, где ты живешь — в городе или в селе», — говорит Александра Акимова.

Другие проекты Центра инноваций социальной сферы
Made on
Tilda