Эволюция вкусов
За последние 30 лет российская молодежная культура претерпела значительные изменения, впитав в себя разнообразные влияния и породив собственные уникальные явления.
Ольга Борисова, старший преподаватель кафедры социальной и молодежной политики АлтГу отметила, что при оценке устойчивости субкультур, стоит учитывать несколько ключевых факторов: продолжительность существования, широту распространения, влияние на массовую культуру и активность онлайн-сообщества. Исходя из этих критериев, она выделила несколько ярких примеров.
Готы, зародившись в конце прошлого века, сумели сохранить свою эстетику, философию и музыкальную направленность, оказав влияние на мировоззрение молодежи, особенно в крупных городах. Их мрачная романтика и интерес к темным сторонам жизни нашли отражение в моде, искусстве и музыкальной сцене.
Хип-хоп стал настоящим культурным феноменом, проникнув во все сферы молодежной жизни. От рэп-музыки до граффити и брейк-данса – элементы хип-хопа прочно вошли в обиход, сформировав музыкальные вкусы, стиль и манеру поведения целого поколения.
Аниме с его многообразием жанров и стилей, объединил миллионы поклонников в онлайн-сообщества. Косплей, как одно из проявлений этой субкультуры, стал неотъемлемой частью массовых мероприятий и фестивалей, демонстрируя преданность фанатов любимым персонажам.
Геймеры - самая массовая молодежная субкультура современности. Повсеместное увлечение видеоиграми привело к формированию целой индустрии, оказывающей влияние на медиа и социальное взаимодействие. Киберспорт, стриминг и игровые платформы стали важной частью жизни миллионов людей.
Корейская поп-музыка, зародившись в Южной Корее в конце 1990-х, стремительно завоевал популярность во всем мире, включая Россию. Яркие образы, запоминающиеся песни и отточенная хореография сделали его одним из самых влиятельных течений в молодежной культуре.
Воркаутеры, пропагандирующие уличный спорт и здоровый образ жизни, также нашли свое место в российском обществе. С развитием спортивной инфраструктуры и популяризацией физической активности, воркаут стал привлекательным способом самовыражения для многих молодых людей.
Взгляд изнутри
Есть множество факторов, которые способствовали укоренению именно этих субкультур в России. Среди всех спикер выделила глобализацию и доступность информации, социальные изменения, протест и бунт, а также коммерциализацию и медиа.
Распространение интернета и западной культуры сыграли ключевую роль. Молодежь получила доступ к информации о разных субкультурах, музыке, фильмах, что позволило им узнавать о новых возможностях самовыражения.
Переход от советской системы к новой вызвал необходимость поиска идентичности и ценностей. Субкультуры предлагали альтернативу традиционным ценностям, что было особенно привлекательно для молодежи, стремящейся к самовыражению и поиску своего места в социуме.
Субкультуры стали способом выражения протеста и неприятия общепринятых норм. Например, готы с их вызывающим внешним видом выражали неприятие общества.
Развитие СМИ и медиаиндустрии привело к коммерциализации некоторых субкультур. Они получили поддержку со стороны индустрии развлечений, что способствовало их развитию и распространению.
Почему именно они
Субкультуры оказали значительное влияние на ценности, убеждения и мировоззрение российской молодежи. Они усилили индивидуализм, критическое мышление и другие качества, но эти влияния неоднозначны, утверждает Ольга Борисова.
«Те же геймеры развивают командную работу и навыки общения, играя в группах. Однако, виртуальное общение может вытеснять реальное, - добавила спикер. - Но игры, особенно стратегические и ролевые, также развивают критическое мышление, планирование и принятие решений».
С одной стороны, субкультуры способствуют развитию индивидуализма, критического мышления, командной работы и самовыражения, а с другой - они могут приводить к социальной изоляции и серьезным конфликтам с общепринятыми нормами и ценностями.
От изгоев до мейнстрима
Отношение к субкультурам прошло долгий путь от настороженности и предвзятости до признания и даже поддержки со стороны общества и государства.
«Готы в 1990-х и в начале 2000-х воспринимались как субкультура часто с настороженностью и даже с осуждением, потому что они визуально отличались от других, - говорит Ольга Борисова. - Нередко представители сталкивались с предвзятостью и стереотипами из-за мрачности, но с течением времени, на мой взгляд, отношение к ним стало более терпимое».
Такое изменение можно объяснить тем, что некоторые элементы готики вошли в моду, а люди разобрались в их эстетике и поняли, что тут нет ничего ужасного.
Корейская поп-музыка получила огромную популярность в эпоху глобализации. Изначально она воспринималась как что-то экзотическое, но со временем стала популярной и вошла в общество. Проведение таких фестивалей стало положительным ответом государства на существование этой субкультуры.
В начале 2000-х аниме воспринимали как нестандартное подростковое увлечение. Но с ростом популярности общество стало более открытым к этому жанру. Популяризация привела к появлению сообществ поклонников, некоторые из них существуют до сих пор.
С увеличением интереса к здоровому образу жизни воркаут смог стать частью общественных программ. Открытие спортивных площадок, финансируемых государством - доказательство признания этой субкультуры.
«А раньше людей, которые занимались физической активностью на улице, воспринимали частью маргинальной группы», - добавила спикер.
Хип-хоп, изначально протестная культура, раньше сталкивался с отрицанием и предвзятым мнением со стороны общества, но в последние десятилетия он стал доминирующим музыкальным жанром. Государство стало более терпеливым по отношению к хип-хопу и поддерживает проведение фестивалей и мероприятий, где присутствует элементы этой культуры, включая граффити-фестивали и турниры по брейк-дансу.
Субкультуры сегодня
Нельзя однозначно ответить на вопрос, сохраняют ли субкультуры актуальность и привлекательность для молодежи сейчас, поскольку каждая из них переживает свою стадию жизненного цикла.
Традиционная готическая эстетика с ее мрачностью и меланхолией уже пережила пик расцвета и находится в состоянии упадка, утверждает Ольга Борисова. Небольшие группы "чистых" готов продолжают сохранять верность стилю, особенно в крупных городах, но в целом границы и порядки этой субкультуры стали не такими строгими, как раньше.
Причины спада - смена поколений, изменение общественных норм и модных тенденций, что привело к потере аутентичности.
Интерес к японской анимации остается стабильно высоким, особенно среди подростков и молодежи: «На это влияет активность японских студий, которые выпускают новый контент. Он очень привлекателен визуально, поэтому и вызывает интерес».
Корейская поп-музыка продолжает завоевывать сердца молодежи благодаря организации фан-клубов, проведению концертов и активной популяризации творчества в интернете. Привлекательная визуальная картинка, приятная музыка, хореография, стильные клипы и качественное музыкальное производство – все это способствует успеху жанра.
Воркаут связан с проведением соревнований и чемпионатов, а также с доступностью среды для занятий. Популяризация воркаута среди лидеров мнений в интернете также играет важную роль. Однако, постепенное переключение внимания молодежи на фитнес-центры и специализированные залы, где больше комфорта и разнообразия, может привести к сокращению интереса.
Гейминг остается одной из самых актуальных и привлекательных субкультур, который динамично развивается благодаря технологическому прогрессу и экономической составляющей.
Молодежь привлекает возможность зарабатывать на играх, участие в профессиональных соревнованиях с высокими призовыми фондами. Увеличение доступности оборудования, скорости интернета и создание все более интересных и увлекательных игр тоже способствуют росту популярности гейминга.
Российский рынок музыкального контента заполнен исполнителями в стиле рэп. Интерес к хип-хопу сохраняется благодаря регулярным мероприятиям и широкой доступности обучения танцам.
В целом, одни субкультуры сохраняют высокую популярность, а другие постепенно трансформируются или теряют ее. Основные факторы, влияющие на актуальность субкультур - технологический прогресс, экономические условия и личные предпочтения нового поколения.