Этот проект, поддержанный Министерством культуры РФ, Ассоциацией музыкальных театров и Общественным советом при УФСИН России по Алтайскому краю, стал не просто культурным событием, а лучом надежды, пробравшимся сквозь суровую реальность женской колонии.
Алтайский край - первый регион, отважившийся на столь смелый и гуманный эксперимент – ресоциализацию через искусство. На сцене клуба колонии ожили истории, пронзительные и близкие каждому сердцу.
Осужденные представили спектакль, созданный по мотивам произведений Василия Шукшина. Не просто пересказ, а глубокое погружение в мир женской души, истерзанной судьбой, покаянием и надеждой. Режиссером-постановщиком выступила Татьяна Калашникова, психолог, руководитель плейбек-театра «Анапаит» и член Общественного совета при УФСИН России по Алтайскому краю. Она сумела создать нечто большее, чем просто спектакль.
«Это был не просто проект, это стало частью моей жизни, – рассказывает Татьяна, с теплотой глядя на своих подопечных. – За три месяца репетиций мы сблизились. Они делились своими историями, болью и мечтами. И все это вылилось в то, что вы увидели сегодня – в спектакль, который трогает до глубины души».
Татьяна поделилась, что осужденные сами решили ставить спектакль по творчеству Василия Шукшина. Они прочитали его рассказы и выбрали себе понравившиеся женские образы, дополнив своими монологами.
«Самое удивительное, что большая часть представления – это импровизация. Мы не заучивали текст, а проживали каждую роль, вкладывая в нее частичку себя. Я учила их импровизировать, выражать свои чувства через движение и через слово», - говорит Татьяна Калашникова.
Но не только на сцене творилось волшебство. Созданием декораций занималась тоже одна из осужденных. В юности Людмила Комарова увлекалась рисованием и всего за три дня написала портрет Шукшина, который стал центральным элементом сценографии. Ее талант, долгие годы скрытый за стенами колонии, вновь расцвел, даря надежду на новую жизнь после освобождения.
Лилия Осипцова, одна из актрис, исполнившая главную роль, поделилась своими переживаниями:
«Больше всего на свете я боялась, что моя мама узнает о моем сроке. Мы все тут этого боимся. Когда я только попала сюда, я не могла смотреть своей маме в глаза. Я знала, как ей будет больно и стыдно. У нее здоровье слабое, инвалидность. Я думала о том, как она будет ко мне ездить.
Нашим выступлением мы хотели сказать всем: не бойтесь своих родных. Не бойтесь их гнева, их осуждения. Это все равно ваши родители. Они примут вас любыми, даже такими сломленными и оступившимися».
В ее словах – вся боль, и переживания тысяч таких же женщин, отбывающих наказание вдали от своих близких. Страх потерять любовь самых дорогих людей – вот что терзает их больше всего.
В финале каждая из участниц спектакля вышла вперед, чтобы произнести последние, самые пронзительные слова, которые характеризовали ее жизнь до заключения, но сейчас, в этих стенах, обрели новую, горькую правду.
Кто-то назвал свою профессию – музыкант, врач, педагог. Кто-то – свое образование. Но была одна женщина – Любовь - которая простыми, но полными боли словами сказала: «Я – мама и бабушка».Ее руки, когда-то державшие учебники, теперь знают лишь грубую ткань униформы.
Два высших образования – искусствовед и педагог по сценической речи. Но она промолчала об этом и со слезами на глазах добавила: «Зачем говорить о том, чего сейчас нет? Поэтому я сказала, что я мама и бабушка. Потому что это – правда. Это то, что осталось, то, что истинно».Любовь отбывает срок за мошенничество – 159 статья УК РФ. Но даже здесь, за решеткой, жизнь продолжается. Она вышла замуж и обрела женское счастье в стенах колонии.
«Я вложила в свое выступление, конечно же, боль, которая во мне есть, – признается Любовь. – Боль и переживания насчет реакции близких. Они были так удивлены, так разбиты, когда узнали, что я попала сюда. Но я верю, что все будет благополучно. Я верю в них, и верю в себя».
Последние, очень трогательные слова произнесла самая молодая актриса. Мохинур 21 год, и она отбывает наказание по статье 228 УК РФ. Русский язык для нее – лишь наскоро освоенный инструмент общения. Но в порыве эмоций, в глубине ее глаз, еле сдерживающих слезы, было сказано больше, чем можно выразить словами.
«А я… я папина дочка, – прозвучало на ломаном русском. – Я очень хочу… к папе…».
Мохинур произнесла и слова благодарности команде и режиссеру: «Спасибо, спасибо вам за это. Мне стало легче».
После спектакля все участницы сказали спасибо Татьяне и проекту, который дал им возможность выплеснуть свои чувства, поделиться переживаниями и поверить в то, что жизнь после колонии еще возможна.
В этих стенах, где, казалось бы, нет места для творчества и самовыражения, расцвел настоящий театр. «Точка свободы» – это не просто проект, это состояние души, к которому стремятся те, кто оказался «за чертой» закона.
И искусство, как оказалось, может стать мостом, соединяющим эти два мира, даря надежду на возвращение к нормальной жизни.