Семья у наковальни
Музей основала в 2018 году мастер художественной ковки Анна Билецкая. Пару лет назад она была единственной женщиной-кузнецом в Сибири. Сейчас большая часть семьи Анны увлечены старинным ремеслом. Например, ее племянница, 19-летняя Юлия Фатьянова ныне руководит музеем.
Кузнечное дело для создателей музея – это настоящая семейная история, выкованная на общей наковальне, где каждый член семьи внес и продолжает вносить что-то свое.
Основательница и душа всего проекта Анна Билецкая, будучи мастером художественной ковки, чьи работы задают тон всей экспозиции, стояла у истоков этого дела. Ее муж Евгений Билецкий специализируется на сложном и востребованном направлении – ковке высококлассных ножей.
Их сын Андрей продолжает семейное дело, развивая собственную технику, дочь Люда с детства участвует в фестивалях и выставках и показывает свои работы. Племянник Анны, 16-летний Матвей, предпочитает холодную ковку и создает масштабные и прочные конструкции для улицы – заборы, калитки и элементы ландшафтного дизайна.
Сама Юлия пришла в ремесло, наблюдая за вдохновенной работой своей тети.
«С детства я смотрела, как работает Анна, как рождаются удивительные вещи из раскаленного металла, – вспоминает она. – И в относительно более взрослом возрасте появилась возможность самостоятельно взять в руки молот и пробовать. Вот уже с тех пор сильно затянуло, появилось настоящее желание развиваться и активнее в эту сторону двигаться».
Сейчас именно она активно развивает музей и проводит мастер-классы для гостей.
Свой собственный стиль в кузнечном деле она определяет как художественную ковку в изящном растительном стиле. В ее работах – интерьерных аксессуарах, ажурных вешалках, салфетницах, ключницах, подсвечниках – оживают металлические ветви, листья и цветы. Она часто работает над несколькими изделиями одновременно.
Домашняя коллекция
Изначально основой музея была скромная частная коллекция, созданная с теплым, семейным посылом. Туда входили старинные кузнечные инструменты и советская радиотехника.
«Сначала это была своя домашняя коллекция, чтобы рассказать детям, внукам, племянникам о том, как люди жили раньше, – говорит Юлия. – Это способ сохранить память о прошлом, передать ее следующим поколениям через осязаемые предметы».
Со временем скромное хобби переросло в нечто большее – в идею масштабного публичного музея, с которым сегодня может познакомиться каждый желающий.
Формирование музейного пространства было постепенным и очень органичным. Сначала для посетителей работала только одна половина дома, в то время как вторую дорабатывали и наполняли экспонатами уже в процессе приема первых гостей.
Экспозиция продолжает постоянно пополняться усилиями всей большой и дружной семьи. И пространство становится местом, где все сделано с душой и без музейной строгости. Туда входят предметы убранства крестьян – самовары, деревянные прялки, шкатулки, коромысла, вилы.
«Коллекцию собирали всей семьей, – подтверждает Юлия. – Искали экспонаты на барахолках, в антикварных лавках, что-то нам отдавали местные жители, узнав о нашем начинании. Что-то мы докупаем и добавляем. Это бесконечный процесс».
Экспозиция музея многогранна и условно делится на две основные, тесно переплетенные части: историко-бытовую и кузнечную.
Предметы эпохи
Историческая часть коллекции – это своеобразная машина времени, переносящая гостей в недалекое прошлое. Здесь собраны подлинные предметы обихода разных эпох, в основном советского периода, которые рассказывают о повседневной жизни людей, без привязки исключительно к кузнечному делу.
Среди экспонатов – массивные чугунные утюги, которые нужно было раскалять на печи, швейные машинки «Зингер», редкое ламповое радио «Рига 6» 1964 года выпуска, которое до сих пор находится в рабочем состоянии и может порадовать гостей мелодией из прошлого.
Отдельный интерес вызывают ручные прялки, механические арифмометры – первые аналоги калькулятора, а также изящные шкатулки, кропотливо склеенные из почтовых открыток – пример народного творчества и терпения. Каждый предмет здесь хранит отпечаток рук своего предыдущего владельца и имеет свою уникальную историю.
Мастерство в деле
Вторая, центральная часть дома-музея всецело посвящена искусству ковки. Гостям не только показывают разнообразные кузнечные атрибуты и инструменты – от небольших ручников до тяжелых кувалд, – но и подробно, с профессиональными комментариями, рассказывают об особенностях и философии ремесла.
«Мы рассказываем про то, чем пользовались люди раньше, какие были инструменты у мастера, – объясняет Юлия Фатьянова. – Важно понимать, что кузнец – это творец. И часто он сам создавал свои главные орудия – молот, клещи – под свою руку и конкретные цели. Инструмент был продолжением мастера».
Особое и почетное место в коллекции занимают художественные работы самой основательницы музея Анны Билецкой, а также других талантливых мастеров, с которыми сотрудничает музей.
«Идея Анны заключалась в том, чтобы под одной крышей собрать работы и творения разных мастеров, – подчеркивает Юлия. – Мы сотрудничаем с умельцами со всего Алтайского края и из других регионов России, чтобы показать все разнообразие и богатство современного кузнечного дела».
Визитная карточка музея – это возможность не только увидеть готовые изделия, но и под руководством опытного наставника самому попробовать силы в роли кузнеца. Мастер-классы проходят в полностью оборудованной, действующей кузнице и рассчитаны на гостей с самым разным уровнем подготовки.
Для абсолютных новичков, в том числе и детей, предлагают базовое, но максимально полное знакомство с ремеслом.
«Мы проводим базовый мастер-класс, где объясняем, что такое кузнечное дело на практике, – рассказывает девушка-кузнец. – Гости самостоятельно изготавливают небольшой, но очень символичный сувенир – медальоны с надписями «Алтай», «Сердце Алтая», «На удачу».
Этот процесс, хоть и упрощенный, занимает около 10 минут на человека, включает в себя все обязательные этапы настоящей ковки: разогрев заготовки в горне до нужной температуры, работу с молотом на наковальне, зачистку готового изделия и его финишную обработку – воронение, которое придает металлу красивый сине-черный оттенок и защищает от коррозии.
Для тех, кто уже знаком с азами или хочет бросить себе вызов посерьезнее, доступны сложные и продолжительные занятия.
«Мы меняем форму и сложность изделия, – говорит Юлия. – Например, можно выковать маленькие сувенирные кувалдочки. По нарастающей сложности можно дойти даже до изящной кованой розы. Это уже долгий и кропотливый мастер-класс – 3-4 часа напряженной работы».
Отвечая на вопрос, что самое ценное находят гости в этом необычном месте, наследница Анны Билецкой отмечает, что помимо конкретных знаний и ярких эмоций от собственноручной ковки, люди уносят с собой и материальные вещи, и глубокие впечатления.
«Очень часто от гостей звучит фраза о том, что им не хочется уходить. Их вдохновляет сама история Анны и нашей семьи, то, как простое увлечение переросло в такое большое дело», – говорит Юлия.
Для нее же самой как для мастера и проводника в мир металла огромная радость – видеть искренний, мгновенный отклик, особенно в глазах самых юных посетителей.
«Для меня, как для человека, который проводит мастер-классы, высшая награда – это когда выходит ребенок с горящими глазами, сжимает в руке свое первое творение и говорит: "Вот, я все понял. Я теперь хочу быть кузнецом"».
После осмотра музея и ковки сувенира посетителей ждет угощение чаем из самовара за большим столом в той же комнате, где горит огонь кузнечной печи.