С 21 до 13 и обратно
Государство реформирует систему обучения водителей. Чтобы избавить рынок от неспособных оказать качественную услугу фирм, 2,5 года назад федеральные законодатели усилили требования к материально-технической базе. Желающим остаться на рынке пришлось потратиться — на покупку манекенов, тренажеров, прицепов, дополнительных машин, на реконструкцию автодромов и т. д.
Данные ГИБДД показывают, что соответствовать новым условиям смогли не все: если летом 2014 года в Алтайском крае работало 187 автошкол, то сейчас — 121.
Но новые требования — не единственный фактор, проредивший местный рынок. По оценке большинства опрошенных altapress.ru экспертов, спрос на обучение за эти годы упал примерно вдвое.
Лариса Мищенкова,
руководитель Барнаульского центра высшего водительского мастерства (БЦВВМ):
Раньше мы даже отказывали некоторым желающим: на всех не хватало мест. Люди шли получать права, даже если они им были не особо нужны. Часто они приходили за компанию с друзьями. Или чтобы иметь водительское удостоверение “на всякий случай”. Теперь курсанты обращаются только целенаправленно. Об этом свидетельствуют данные нашего анкетирования.
На сокращение трафика автошколы Барнаула отреагировали безудержным демпингом, пик которого пришелся на начало 2016 года. За короткое время стоимость курса обучения с учетом ГСМ упала с 21 тыс. рублей до 13 тыс.
Для клиентов обратной стороной стало снижение качества обучения. Чтобы обеспечить столь низкую цену при постоянно растущих издержках (на ГСМ, ремонт авто, страхование, коммунальные услуги и т. д.), автошколы вынуждены были сокращать число занятий, как теоретических, так и практических. То есть попросту выдавать не всю предписанную программу, а только ее часть.
Низкая цена на рынке долго не продержалась: маленьким игрокам отрасли не хватило запаса прочности (и некоторые вынуждены были закрыться), а крупным работа по ценам середины нулевых была совсем неинтересна.
Сергей Федорченко,
директор автошколы “БИП”:
Когда цена держалась на уровне 19 тыс. рублей, мы запустили акцию: если человек находил предложение дешевле, мы учили его на этих условиях. Это был сигнал для других: нет смысла пытаться демпинговать и обрушивать рынок. Это неправильная стратегия. Мелкие автошколы пытаются выжить за счет снижения цены, но в итоге топят себя еще сильнее.
Подобными и другими мерами ведущие игроки рынка в течение 2016 года сумели восстановить средний ценник за курс до уровня 20–21 тыс. рублей.
Но и такой уровень цен не дает владельцам автошкол желаемого дохода. Директора некоторых небольших автошкол вынуждены сами трудиться инструкторами и офис-менеджерами и экономить даже на необходимом, например на страховке. Но и владельцы самых крупных автошкол считают свою сферу инвестиционно малопривлекательной и вкладывают деньги в другие. Сергей Федорченко, например, запустил автосервис. Открыть второй бизнес решил и Антон Кислицын, владелец автошкол "Элит" и VIP.
Антон Кислицын,
владелец автошкол "Элит" и VIP:
Мне становится неинтересно работать с такой рентабельностью. За семь лет я вложил в автошколы больше 35 млн рублей, но адекватной инвестициям прибыли не вижу. Это дело я не брошу, но буду параллельно заниматься другим проектом.
Источников дополнительных заработков у автошкол нет, говорят игроки рынка. Такие направления, как курсы повышения водительского мастерства ( в частности, контраварийного вождения), не обеспечивают должных доходов. Более того, в кризис спрос на такую услугу стал совсем скромным, говорят в БЦВВМ.
Будет ли цена на обучение расти? Участники рынка признаются, что хотят постепенно повышать цены до 23–25 тыс. рублей, но их планы может нарушить новый приступ демпинга отдельных игроков.
С "Жигулей" на "Лексусы"
Демпинг — не единственное оружие, которое стали использовать автошколы, столкнувшись с ужесточением конкуренции за учеников. В ход пошли и "запрещенные приемы", например ложные негативные отзывы в интернете. По оценке игроков рынка, лишь 20% критических отзывов — настоящие. Помимо этого, недоброжелатели пишут на конкурентов жалобы в контролирующие органы (прежде всего в ГИБДД и УФАС) от имени подставных лиц и таким образом инициируют внеплановые проверки.
Другой способ привлечь к себе клиентов — купить дорогие учебные автомобили. Автошколы, которые могли себе это позволить, стали предлагать своим курсантам практические занятия на кроссоверах Nissan Juke, Hyundai ix 35, Lexus RX, Toyota Rav4 и т. д. Занятия на них стоят не дороже, чем на более скромных машинах.
Выгодно ли использовать такие машины в качестве учебных? Антон Кислицын говорит: это больше имиджевая вещь. "Если у конкурентов будет дорогое авто, а у нас нет — мы больше потеряем", — уточнил он.
Сергей Федорченко,
директор автошколы “БИП”:
Я всегда старался предлагать что-то новое и много внимания уделял автомобилям. Я делаю ставку на разнообразие автопарка, стараюсь предлагать клиенту на выбор как можно больше разных автомобилей — от простых бюджетных до премиум-класса. Да, вместо Lexus за 900 тыс. рублей можно купить два-три бюджетных седана, но автомобиль — это лицо школы. Дорогое авто привлекает народ и работает лучше любой рекламы.
Однако некоторые к новому тренду относятся скептически. Наталья Бушина, директор автошколы "Форсаж", сомневается, что использовать автомобиль дороже 600 тыс. рублей в качестве учебного рентабельно. Кроме того, автомобиль — это рабочая лошадка, и ученику нужно позволять ошибаться, заезжать в ямы и т. д. А если инструктор будет беречь машину, сдерживать ученика, это скажется на качестве обучения.
Еще одна тенденция — замена аудиторных занятий удаленными. Несколько автошкол уже предлагают онлайн-курс теории. Несмотря на то что переход на такую форму обучения выгоден автошколам (не нужно платить за аренду классов и преподавателям), большинство опрошенных директоров относятся к этой перспективе без энтузиазма и говорят, что живое общение, диалог с преподавателем обязательны в процессе обучения.
Сергей Федорченко,
директор автошколы “БИП”:
Онлайн-обучение бывает разным. У одних это что-то вроде комбинации Skype и Paint. У других — вполне приличный программный продукт. Мы работаем с предпринимателями из Кирова, которые запатентовали свою систему. В ней видеоуроки с 3D-графикой в HD-качестве. Перематывать их нельзя, но можно пересматривать. После каждого урока — тест. Если у человека остаются вопросы, он может позвонить оператору и получить консультацию. Стоит такой курс на 2 тыс. рублей дороже традиционного и подходит тем, кто не может подстроить свой график под аудиторные занятия. Спрос на такую услугу пока небольшой — ее выбирают 5–10% клиентов. Думаю, эта тема актуальна скорее для мегаполисов.
Автодром стал серьезным испытанием
С 1 сентября вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на водительские права. Они усложнили сдачу теории (см. справку) и автодрома. Теперь на площадке курсанту нужно продемонстрировать инспектору не три, а пять фигур. Если раньше у курсанта была возможность сделать ошибку и исправить ее, то сейчас дистанцию надо пройти без единой помарки, да еще и за определенное время.
По словам Ларисы Мищенковой, процент сдавших автодром с первого раза упал с 90–95% примерно до 50%. Инструкторы по вождению стали уделять занятиям на автодроме больше внимания — в ущерб езде по городу. Это приведет к тому, что аварийность новичков может увеличиться в ближайшее время на 20–30%, считает Антон Кислицын.
Одновременно с экзаменами ужесточились требования к автодромам. В день экзамена он должен быть вычищен от снега до асфальта таким образом, чтобы была видна разметка. В противном случае экзамен попросту отменяют. Автошколы за зиму потратили сотни тысяч рублей на вывоз снега и закупку реагентов.
Стало ли сложнее сдать город, однозначно никто из опрошенных экспертов не ответил. Слишком много факторов влияет на результат: сезон, погода, день недели и даже средний возраст каждой конкретной группы. Еще один немаловажный момент — строгость инспектора. Не все директора считают подход ГИБДД правильным.
Сергей Бушин,
директор автошколы “Престиж”:
Не всегда понимаю требования ГИБДД. Например, человеку сказали повернуть налево, а он не смог — не позволила ситуация дорожная. Это считается грубым нарушением. Наверное, это не совсем правильно. Ученик должен уметь трогаться, ехать по правилам и не создавать аварийных ситуаций. И его уже можно выпускать на дорогу, он потренируется и со временем поедет как следует. А то, что он где-то немного срезал угол, не столь критично, как это оценивает ГИБДД.
При сдаче теории по-прежнему нужно дать не менее 18 правильных ответов на 20 вопросов, но теперь за каждую ошибку экзаменуемый получает по пять дополнительных вопросов той же тематики. Таким образом, максимальное количество вопросов достигает 30, при этом права на дополнительную ошибку, помимо двух допустимых, у курсанта нет.
Стали ли автошколы лучше учить?
Последние несколько лет в системе обучения водителей произошло достаточно много изменений: отменили обучение экстерном, разрешили сдавать на права на автомобилях с автоматической коробкой передач, скорректировали учебные программы, ввели дополнительные учебные часы и предметы, ужесточили экзамены и т. д. Но принесло ли это результат? Стали ли выпускники школ лучше ездить и реже попадать в аварии?
Петр Богомолов,
начальник ГИБДД по Алтайскому краю:
Не уверен, что можно говорить о позитивных изменениях. Подготовка в автошколах оставляет желать лучшего, положительной динамики мы не видим. Есть курсанты, которые сдают экзамены лишь с 18-го или даже 20-го раза.
Возможно, дело в отсутствии дисциплины. Когда я в 1981 году учился в автошколе, я знал: если я пропущу одно-два занятия, меня выгонят. А сейчас у них, по сути, свободное посещение.
Евгений Смирнов,
член Алтайской федерации автомобильного спорта:
Глобальных изменений не произошло. По-прежнему в автошколах идет натаскивание на сдачу экзаменов, а не обучение вождению. Я сужу об этом по тому, сколько выпускников автошкол к нам обращаются за дополнительным обучением. У них есть права, но они боятся выезжать. Мы с ними занимаемся, учим всему заново. Люди удивляются: "А почему нам в автошколе этого не рассказывали?" О том, какие белые пятна у них остаются, можно говорить часами. Они касаются даже элементарного: посадки, понимания габаритов авто и т. д. Половина курсантов не знают о "мертвых" зонах, хотя это обязательно для водителя.
При этом установленного количества часов для вождения, если их правильно использовать, вполне хватит, чтобы подготовить водителя. Но что мы видим? За 1,5 часа занятия ученик может проехать по автодрому лишь три-четыре круга, а остальное время стоит в очереди с другими курсантами. А инструкторы в это время стоят отдельно и курят папиросы. Еще очень распространено, когда во время вождения инструктор начинает дергать руль, ничего не объясняя ученику. Это неправильно. А при добросовестном подходе к делу обучить грамотно ездить можно любого.
Юрий Нехайчук,
представитель компании "АльфаСтрахование":
По нашей статистике, аварийность выпускников российских автошкол не только не уменьшилась, но, напротив, выросла почти вдвое. Это свидетельствует о крайне низком уровне подготовки водителей. Думаю, в ГИБДД должны отслеживать, сколько ДТП спровоцировали выпускники каждой конкретной автошколы. И когда доля таких курсантов от общего числа обученных превысит определенный порог или выпускники школы станут причиной нескольких ДТП со смертельным исходом, к школе должны применяться самые жесткие меры лицензионного характера.
66,5 тыс. водительских удостоверений всех категорий выдала в 2016 году ГИБДД по Алтайскому краю. При этом 45% курсантов сдали экзамены не с первого раза.
175 из 2359 ДТП с пострадавшими произошло в Алтайском крае по вине водителей со стажем до двух лет за 11 месяцев 2016 года (-21% к январю – ноябрю 2015 года).
Самое важное - в нашем Telegram-канале