Экономика

Как предприятия Алтая наращивают объемы на фоне санкций, роста спроса и недостатка денег

Россия вошла в новую экономическую реальность. В ней главным продуктом все чаще становится информация, положения Трудового кодекса устаревают, а инновациям придается первостепенное значение. Отечественные предприятия вынуждены адаптироваться к новым трендам в условиях санкций и жесткой банковской политики. Однако при этом многие из них успешно решают задачи импортозамещения. Все это в полной мере относится и к компаниям Алтайского края, для части из которых кризис открыл новые перспективы. Таковы краткие выводы, к которым пришли участники VII Столыпинской конференции, прошедшей в Барнауле 18–19 августа.

Рубцовский молочный завод.
Рубцовский молочный завод.

Александр Карлин,
губернатор Алтайского края:

В контексте того, что происходит сегодня в национальной и мировой экономике, мы рассматриваем актуальные вопросы выхода из кризиса. Мы отмечаем свидетельства того, что экономика из кризиса выходит. В этой ситуации мы должны проводить перегруппировку сил, определять новые значимые направления работы.

О своем опыте работы в современных условиях рассказали руководители крупнейших предприятий края. Большинство из тех, кто смог активно включиться в процесс импортозамещения и нарастить объемы производства, начали запускать программы развития еще до 2015 года. Для рывка, который произошел сегодня, у них заранее была подготовлена база. Об этом говорили практически все представители компаний.

Так, заранее к увеличению мощностей подготовились на Рубцовском молочном заводе — единственном предприятии, производящем сыр "Ламбер". По словам директора Ангелины Качесовой, окончательно решение было принято в 2014 году — в связи с ростом спроса на продукцию. За два года производительность была увеличена на 40%, до 700 тонн сыров в сутки. Инвестиции составили более 300 млн рублей.

В компании "Алтайская крупа" к импортозамещению подошли с технологической стороны.

Геннадий Ильичев,
технический директор агрохолдинга "Гудвилл"

Более 10 лет назад не было высокотехнологичного отечественного оборудования для переработки. Было только импортное, очень дорогое. Мы не имели возможности его купить и занялись импортозамещением. Начали с подбора кадров: конструкторов, теплотехников, киповцев и т. д. Одной из задач было разработать сушилки для зерна. Мы сделали сушилку, работающую на сжигании отходов производства — лузги гречневой и овсяной. В мире таких нет.

По его словам, специалисты предприятия изучали иностранные образцы, дорабатывали их конструктивно, затем сертифицировали: "На нашем предприятии — от 80 до 100% высокотехнологичного оборудования".

Фотофакты. Без "Мельника" и мельницы: на "Барнаульском элеваторе" начали принимать зерно

В технологической сфере Ильичев видит и основные проблемы: "Сегодня налицо дефицит высококвалифицированных инженеров. Уровень подготовки сегодняшних выпускников недостаточен для того, чтобы создавать эффективное импортозаместительное оборудование".

Программу развития в рамках импортозамещения запустили на "Алтайском заводе прецизионных изделий" (АЗПИ) — здесь, по словам директора по развитию Дениса Любимова, появилось порядка 150 новых модификаций форсунок и распылителей для импортной сельскохозяйственной и грузовой техники (см. "Наша задача — полный комплект").

Заметно возросла потребность на российском и азиатских рынках и в отечественных запчастях к сельхозтехнике. По словам руководителя "Рубцовского завода запчастей" Виктора Зобнева, спрос вырос на 58%: "В 2016 году доля продукции российских предприятий превысит 50% от общего количества покупаемой сельхозтехники".

Эксперты конференции — руководители алтайских компаний и приглашенные гости — рассказали о том, какие проекты они реализуют, какие видят точки роста и узкие места, не позволяющие бизнесу полноценно развиваться.

"Наша задача — полный комплект"

Алтайский завод намерен закрыть потребности КамАЗа в топливных системах

На "Алтайском заводе прецизионных изделий" (АЗПИ) реализуют инвестиционный проект по запуску производства полнокомплектной электронной топливной системы, которая в перспективе может частично и даже полностью закрыть потребности в ней КамАЗа и "Минского моторного завода".

По словам директора по развитию завода Дениса Любимова, сегодня завод выпускает более 50 модификаций форсунок, более 450 — распылителей. Завод является поставщиком почти всех дизелестроительных предприятий России. Около 40 модификаций экспортируется в США. В 2011 году начались поставки в Германию для фирмы BOSCH.

Денис Любимов,
директор по развитию АЗПИ:

Они выбирали из пяти производителей мира. Мы единственное предприятие, которое не принадлежит этой компании, но делает продукцию для нее. На изделиях написано Made in Russia.

Основная проблема нашего продвижения состоит в том, что мы производим только часть двигательной системы — форсунку и распылитель, в то время как предприятия заинтересованы в приобретении полного комплекта двигательной аппаратуры, включая электронный блок управленияю. Наша основная задача сегодня — наладить производство полнокомплектной топливной системы. Ввиду того, что уже введены новые экологические нормы по выбросам двигателей, это уже не может быть просто механическая система, как раньше, только электронно управляемая

Реализация проекта требует крупных инвестиций.

Денис Любимов,
директор по развитию АЗПИ:

Чтобы, например, покрыть 50% потребностей КамАЗа и “Минского моторного завода”, нужно порядка 3,5 млрд руб­лей. Это немалые деньги для нас при текущем обороте в 800 млн. К сожалению, на момент вступления в силу новых экологических норм мы не нашли источников финансирования, и 95% рынка захватил мировой лидер — фирма BOSCH. Мы приняли решение о поэтапной реализации проекта.

Первый шаг проекта — поставка электронно управляемой форсунки на Ярославский моторный завод. Здесь АЗПИ сумел "обойти" своего главного конкурента на постсоветском пространстве — Ярославский завод топливной аппаратуры, он не смог освоить новые системы.

Проект АЗПИ поддержали краевые власти.

Денис Любимов,
директор по развитию АЗПИ:

Сейчас мы подали заявки в Фонд развития промышленности, уже прошли экспресс-оценку. На следующей неделе отправляем пакет документов на полную комплексную экспертизу. Надеюсь, в течение полугода решение будет принято. Если это удастся, то мы хотим закрыть 30% потребностей КамАЗа.

На генном уровне

Перспективы так называемого FoodNet обсуждались на отдельной сессии Столыпинской конференции. Главными выступающими здесь стали представители Агентства стратегических инициатив (АСИ), основная задача которого — разработка и формирование прорывных рынков, которые бы вывели страну в мировые лидеры.

Алтайские сельские дома решили создать себе лобби при помощи Франции

Производство персонализированной еды с учетом генома ее потребителя, получение белкового материала из нетрадиционных источников, развитие современного точного земледелия и нестандартных вариантов фермерства — в этом и не только, по мнению федеральных экспертов, будущее.

В настоящий момент АСИ в рамках программы "Национальные технологические инициативы" формирует "дорожные карты" по девяти основным рынкам. Помимо передовых проектов, касающихся воздушного, автомобильного транспорта, энергетики, медицины, финансов, есть здесь и FoodNet. По словам Ольги Зиновьевой, руководителя рабочей группы по этому направлению, сегментами данного рынка являются органическое чистое сельское хозяйство, точное земледелие, современная селекция и альтернативные источники сырья.

Предприятия, работающие в данных направлениях и готовые развивать свои проекты как на общероссийском, так и на мировом уровне, могут претендовать на помощь АСИ. Выражается она в том числе в поиске инвестиций. Получить финансовую поддержку инновационных проектов можно на безвозмездной основе в виде компенсации части затрат и банковских кредитов.

Эксперты отдельно рассказали о перспективных проектах. Наибольшее оживление вызвала презентация, касающаяся так называемой умной еды. Речь идет о производстве продуктов питания персонально под потребителя, когда учитываются показатели организма — от его химического состава до особенностей генома. Стоимость подобных исследований в России составляет более 200 тыс. рублей.

Еще один проект связан с выпуском белковых кормов из насекомых и их личинок, он также был назван в числе перспективных. Как сообщил Дмитрий Каталевский, эксперт "Сколковского института науки и технологий", российская компания уже занимается подобным производством и налаживает поставки продукции в Китай.

В селе как в Европе

На секции, посвященной сельскому туризму на Алтае, шесть гостевых усадеб создали ассоциацию "Крестьянское гостеприимство". Она присоединилась к одноименному союзу во Франции. Организация сегодня имеет уровень международной: в ней более 1,5 тыс. участников из 31 страны.

Члены французского объединения провели сертификацию шести гостевых домов из Солонешенского, Чарышского и Смоленского районов. Член международного объединения "Крестьянское гостеприимство" Жан-Мари Перье заявил, что союз помогает решать проблемы развития села. По его словам, у французской и алтайской глубинки они похожи.

Жан-Мари Перье,
член международного объединения "Крестьянское гостеприимство":

За последние 30 лет экономика стала концентрироваться в городе, а не в деревне. Это приводит к обеднению сельских зон. Такие изменения, конечно, влияют на качество жизни в селе. Крестьянство во Франции находится в очень трудном положении, его становится меньше (сейчас это всего 2% населения страны). При этом большая его часть ушла от фермерского формата и перешла на промышленный цикл. Между тем крестьянство продолжает играть важную роль для экономической стабильности в стране.

Представители сельских домов на Алтае рассказали, что сегодня больше всего страдают от плохих дорог, небольшого финансирования и недостатков законодательства. Все это не позволяет развивать инфраструктуру, сделать сельский туризм в крае массовым. Между тем туристы, которые выбирают такой формат отдыха, предъявляют высокие требования к комфорту. Если усадьбы и способны своими силами обеспечить его на своей территории, то на окружающее пространство они повлиять не могут.

Сегодня в крае более 170 сельских усадеб. Владельцы тех из них, что подошли по уровню "Крестьянскому гостеприимству", надеются, что союз будет расти и приобретет достаточный политический вес. Это бы позволило добиваться законодательных изменений на местном и федеральном уровнях.

Мнения экспертов

Об инвесткредитовании

Михаил Сенокосов,
зам­управляющего Алтайским отделением Сбербанка № 8644:

Полученный опыт показывает, что зачастую клиент приходит в банк и говорит, что как только начнет реализовывать проект, все заколосится, все волшебным образом изменится, люди начнут покупать то, что раньше не покупали. Как нам кажется, бизнес пытается сам себе нарисовать не совсем объективную картину, которая может появиться в случае реализации проекта. Главное правило должно быть — пессимистичный прогноз в оценке перспектив. Бизнес сам должен знать, где точка невозврата, где, извините, дно, пощупать свой проект на прочность.

О налогах для производства

Андрей Лазарев,
генеральный директор компании "Алтайтара":

Мне как директору, девять лет возглавляющему предприятие, понятно, что в производстве намного больше рисков, чем, скажем, в торговле или сфере услуг. Это и техника безопасности, и пожарная безопасность, и узкая специализация работников, и оборотные средства, которые мы постоянно отвлекаем на покупку сырья, на складирование и хранение продукции. Секрет развития производства заключается в том, чтобы риски согласовать с уровнем налогов. Мы не можем перейти на "упрощенку", как торговля или услуги. А риски у нас несоизмеримо выше. Производство — база экономики. А на него не очень-то обращают внимание.

Факт

На Столыпинской конференции работали пять секций, посвященных стратегическому планированию, реализации инвестпроектов, аграрному туризму, социальному предпринимательству и развитию рынка FoodNet.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость