Тело в дело. Как развивается барнаульский рынок фитнеса

Рынок фитнес-услуг Барнаула в ближайшие годы значительно расширится, прогнозируют эксперты. Представители местных компаний утверждают, что сейчас процент населения города, занимающегося спортом, невысокий. Участники рынка уверены, что появление новых игроков повлияет на рост аудитории.

Поделиться:
			Фитнес. Спорт.
Фитнес. Спорт. Фото : CC0.

Оцениваем физическое состояние

Сегодня представители компаний расходятся во мнении о насыщенности рынка. По словам собственника сети залов "Рельеф" Алексея Меркулова, для города с населением 700 тыс. у нас много фитнес-клубов.

"Можно сказать, что Барнаул — один из самых спортивных городов страны. Сейчас клубов даже больше, чем это необходимо. И сфера продолжает активно расширяться", — говорит Меркулов.

Из-за переизбытка клубов некоторые компании не получают того финансового результата, на который изначально рассчитывали их руководители, считает Денис Капустин, президент Алтайской федерации бодибилдинга и фитнеса. "Игроки зарабатывают сейчас не столько, сколько планировали еще три года назад. Что еще говорит о перенасыщении рынка? Безусловно, цены. Речь идет о “диких” акциях в клубах, когда стоимость абонемента понижается в несколько раз", — отмечает он.

С коллегами почти согласен Александр Доротов, директор по развитию фитнес-клуба "Аполлон". По его мнению, рынок близок к перенасыщению, поэтому появление новых игроков может привести к избытку предложения — оно станет явно больше спроса.

Доротов сетует, что переполнение рынка происходит в том числе за счет некачественных клубов, в которых зачастую работают непрофессиональные тренеры.

Однако коммерческий директор сети K2 Sport Сергей Витман утверждает, что барнаульскому рынку еще есть куда расти. "В Москве число людей, которые занимаются фитнесом, в три-пять раз больше, чем в Барнауле. У нас занимаются около 5% жителей города. О насыщенности можно говорить, когда клубы посещает около 17–20% населения. Еще пять-десять клубов откроется, всем игрокам фитнес-индустрии места хватит на рынке, чтобы работать", — говорит Витман.

Владимир Гордейчик, руководитель фитнес-клуба "Магис-Спорт", еще более категоричен: "Можно сказать, что рынок у нас пустой. Когда в Барнауле будет заниматься около 20% населения города, это примерно около 130 тыс. человек, тогда можно говорить, что началась стадия конкуренции".

			Фитнес. Спорт.
Фитнес. Спорт.

Наращиваем "мышечную массу"

Сейчас в городе работают в основном барнаульские компании, за исключением новосибирской сети Hammer Fit. С 2015 года Барнаулу "сватают" и крупную федеральную сеть Alex Fitness, ее размещение анонсировалось в ТЦ "Пионер". Пока представители молла не готовы комментировать, когда запустится фитнес-клуб.

Заход крупных иногородных сетевиков вызван все тем же ростом рынка, считает Алексей Меркулов. "Количество фитнес-клубов и людей, занимающихся спортом, увеличивается. Федеральные сети это замечают и стремятся зайти сюда", — утверждает спикер.

По мнению Сергея Витмана, федеральные игроки способны повлиять на рынок эконом-сегмента за счет демпинга. Однако серьезного падения доходов у других участников это не вызовет, считает он. Более того, это может сыграть на руку барнаульским компаниям.

108 тренажерных залов, фитнес-клубов и студий работают в Барнауле, по данным ресурса "2ГИС".

"Последние три-четыре года замечаю такую тенденцию: когда появляется мощный конкурент на рынке, в течение двух-трех месяцев количество клиентов в клубе снижается. Какая-то часть уходит в новый клуб, потому что им интересно или просто наскучило заниматься в одном зале. Но через следующие три-четыре месяца происходит приток людей на 10–15%: расширение рынка приводит к росту спроса" — отмечает эксперт. Витман называет эту закономерность эффектом пружинки.

Владимир Гордейчик также считает, что появление новых игроков позитивно скажется на работе действующих клубов: конкуренция всегда влечет улучшение сервиса и повышение качества услуги.

			Фитнес. Спорт.
Фитнес. Спорт.

Тренируем здоровый шопинг

Последний тренд рынка — открытие клубов в торговых центрах. "Вита-спорт" работает в ТЦ "Праздничный", "Сафари" — в ТОЦ "Гулливер", "Аполлон" — в ТЦ "Империя", Gold Start — в ТРЦ "Арена". Последний и вовсе открыли собственники молла. "В крупных городах фитнес-клубы размещаются стратегически в местах большого скопления людей. Оттуда это и пошло, — говорит Сергей Витман. — У нас в городе нет помещений, соответствующих уровню, которые предъявляют современные фитнес-клубы. Если крупная площадь в торговом центре сдается, она потенциально интересна игрокам".

Качественные помещения: просторные, с должным уровнем вентиляции, кондиционирования — одно из необходимых условий успешности бизнеса. Торговые центры их предлагают. А прежние площадки клубов устаревают — физически или морально.

Фитнес-клуб "Аполлон" переехал из ДК "Сиб­энергомаш" в "Империю". "Сафари" покинул ТЦ "Вавилон" и открылся в ТОЦ "Гулливер" на гораздо большей площади. "Сейчас фитнес превратился в товар. Если бизнесмен намерен получать доход, то ему выгодно переезжать в здание, где больший поток людей", — говорит Александр Доротов.

По этой же причине новые клубы стали открываться и в спальных районах: около Павловского тракта, улиц Лазурной и Взлетной, отмечают участники рынка.

"Жилой массив в спальных районах плотный, поэтому людей, которые могут заниматься, гораздо больше. Если шесть-семь лет назад там были только два клуба, сейчас гораздо больше", — говорит Витман.

Сегодня в проектах ряда строящихся жилых комплексов сразу предусмотрены помещения для фитнес-клубов. Так, в ЖК "Локомотив", который строит компания Евгения Ракшина, предусмотрено открытие фитнес-центра с бассейном. В комплексе "Демидов Парк", который должен появиться в Новоалтайске, проектом также запланирован торгово-развлекательный центр с фитнес-клубом.

			Фитнес. Спорт.
Фитнес. Спорт.

Накачиваем лайки

"Для многих людей это становится мейнстримом: иметь карточку в фитнес-клуб, заниматься йогой и делать селфи", — говорит Витман. По его мнению, рынок помолодел. В K2 Sport количество клиентов в возрасте от 20 до 30 лет увеличилось в несколько раз.

Доротов подтверждает, что если раньше люди стремились заниматься для здоровья и спорта, то сегодня еще и потому, что это стало модно.

Смотрите также

В "Аполлоне" и "Рельефе" отметили, что молодежи у них меньше, чем взрослого поколения. "Когда три года назад провели мониторинг, увидели, что студентов у нас не более 20%. Увеличилось число возрастных клиентов. Сейчас все чаще можно увидеть в залах людей 50–70 лет", — говорит Меркулов. В "Магис-Спорте" в одном клубе занимаются преимущественно люди от 35 лет и старше, а в другом — от 40 лет.

У барнаульцев высоким спросом пользуются тренировки с низкой интенсивностью — так называемые комфортные занятия. Среди них пилатес, растяжка, йога, бодифлекс и другие. Эти направления помогают поддержать фигуру, укрепить мышцы и суставы. Их предпочитают преимущественно женщины. Мужчины стали больше интересоваться направлением функционального тренинга, выбирают тяжелые тренировки.

Участники рынка рассказали, что у барнаульцев большим спросом стали пользоваться индивидуальные занятия с тренером. Их выбирают те, кто надеется на конкретный результат, отмечает Александр Доротов.

Какое будущее у фитнеса в Барнауле

Продолжится рост

"Рынок фитнес-услуг в ближайшие пять лет в городе вырастет. Если с 2012 по 2017 год количество клубов увеличилось на 20%, то за ближайшие пять лет, если ничего серьезного в стране не произойдет, откроется еще 50–60% от этого числа", — прогнозирует Сергей Витман, коммерческий директор сети K2 Sport.

Пилатес станет заменой ЛФК

Станет больше восстановительных тренировок. "В большей степени будут развиваться направления майнд-боди и реабилитация, которые влияют на восстановление здоровья человека. Это связано с тем, что становится больше больных людей. Многие хотят восстанавливаться популярно. Никто не хочет ходить на ЛФК, но многие хотят заниматься пилатесом", — говорит Сергей Витман.

ТЦ и ЖК окажутся в приоритете

"Клубов будет больше, они станут уходить в ниши. Наверняка начнут появляться в торговых центрах. Думаю, в больших жилых комплексах будут пытаться делать что-то похожее на фитнес-клубы", — считает Владимир Гордейчик, руководитель "Магис-Спорт".

Цены сохранятся

По словам Гордейчика, цены на рынке более или менее сформировались с точки зрения и бизнес-возможностей, и ожиданий клиентов: "Цена уже не меняется в течение последних трех лет. Я сомневаюсь, что она будет подвержена глобальным изменениям".


Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также